Экопрограмма "продвижение". Программа продвижения туристского регионального экологического маршрута «Зелёная линия раздел “Птицы – наши друзья”

Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-1.jpg" alt=">Продвижение Экологических проектов ">

Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-2.jpg" alt="> Экологический маркетинг Пределы роста Устойчивое развитие "> Экологический маркетинг Пределы роста Устойчивое развитие Связь материальная Связь психологическая Связь духовная

Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-3.jpg" alt=">Важность Экологии Сегодня ">

Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-4.jpg" alt=">Исследование, анализ ">

Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-5.jpg" alt="> Нацеленность Нацеленность на активную часть население: ">

Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-6.jpg" alt="> Проект Lif. Eko. ru Жизнь – Экология. . ">

Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-7.jpg" alt="> Что такое Жизнь – Экология. . Жизнь - это Экология. ."> Что такое Жизнь – Экология. . Жизнь - это Экология. .  Экология,  как Гармоничное Взаимоотношение, Взаимодействие с Собой  и с Окружающим Миром.

Pdf-img/172394332_324917534.pdf-8.jpg" alt="> Зачем нужен проект Lif. Eko "> Зачем нужен проект Lif. Eko "Жизнь - Экология. . " открывает для вас массу дверей, где вы сможете познакомиться с любым мастером своего дела по своей потребности и желанию, познакомиться с единомышленниками, найти любой товар или услугу, касающийся пометки ЭКО.

Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-9.jpg" alt="> Как организован проект Мы собираем наиболее интересные инструменты для привлечения"> Как организован проект Мы собираем наиболее интересные инструменты для привлечения и развития, как потенциальных и нынешних участников, так и организаторов различных течений (группы, клубы, творческие кружки и т. д.)

Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-10.jpg" alt="> Комплексность Творчество (кружки, клубы, мероприятия) Коммерция (услуги и их"> Комплексность Творчество (кружки, клубы, мероприятия) Коммерция (услуги и их реализация) Благодеятельность (волонтёрство)

Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-11.jpg" alt="> Онлайн продвижение Поисковые системы: Социальные сети: "> Онлайн продвижение Поисковые системы: Социальные сети: Базы подписчиков: - е-mail рассылки; Видеоконтент:

Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-13.jpg" alt="> Для клубов и движений Самые современные инструменты для продвижения. ">

Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-14.jpg" alt="> Сотрудничество Портал Жизнь – Экология это некоммерческая движение, соответственно в ход"> Сотрудничество Портал Жизнь – Экология это некоммерческая движение, соответственно в ход в него и размещение своей информации в Дар.

Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-15.jpg" alt="> Перспектива Перспектива развития проекта Lif. Eko. ru Проект «Жизнь –"> Перспектива Перспектива развития проекта Lif. Eko. ru Проект «Жизнь – Экология. . » намерена не останавливаться на одном городе Сыктывкар и готова идти дальше, сначала по городам и населённым пунктам Республики Коми, а в дальнейшем по всему русскоязычному пространству.

Pdf-img/172394332_324917534.pdf-16.jpg" alt="> Благодарность и критика Коллектив "> Благодарность и критика Коллектив "Жизнь - Экология. . " примет  любую вашу критику,  благодарность по поводу организации ведения сайта и общего дела.

Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-17.jpg" alt="> Мир возможностей Мир безграничных возможностей и мы в "> Мир возможностей Мир безграничных возможностей и мы в этом живём.

Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-18.jpg" alt="> Ограничивающие убеждения Задумайтесь, есть ли у вас ограничения? Вероятно, что есть,"> Ограничивающие убеждения Задумайтесь, есть ли у вас ограничения? Вероятно, что есть, т. к. освобождаясь от одних ограничивающих факторов, наш путь перемещает нас в другие события, где уже новые условия, новые формы взаимоотношение, новые потенциалы и перспективы.

Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-19.jpg" alt=">Способность видеть, слышать, говорить. . ">

Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-20.jpg" alt="> Твори себя сам совместно. Портал Lifeko. ru не сможет за"> Твори себя сам совместно. Портал Lifeko. ru не сможет за вас кем то стать, но вполне, сможет создать условия для исполнения ваших желаний, что устремлены к Счастью и Свободе.

Всемирно известные бренды поддерживают экологические движения и фонды по защите животных. Какую выгоду преследуют компании и окупаются ли инвестиции в благие дела? Разберемся на конкретных примерах.

Важность Ко-маркетинга крупнейших корпораций с экологическими организациями для сохранения природы

Один из мировых лидеров по производству безалкогольных напитков — компания Coca-Cola уже на протяжении многих лет внедряет различные инициативы для защиты окружающей среды. В приоритете мирового гиганта такие направления, как бережное отношение к запасам пресной воды, переработка отходов и упаковки, а также вопросы энергосбережения. Ежегодно Coca-Cola организует различные экологические проекты, выделяя целевые гранты для поддержки экологических организаций.

Coca-Cola вступает в «Медвежий патруль»

В 2008 году компания Coca-Cola выступила партнером уникального проекта — Всемирного фонда дикой природы (WWF) «Медвежий патруль». Цель программы заключалась в сохранении популяции белых медведей на Арктическом побережье Российской Федерации, где обитает около трети всех белых медведей со всего мира.

В рамках совместного проекта с WWF Coca-Cola финансировала работу медвежьих патрулей. Поступления от известного бренда шли на зарплату сотрудникам, покупку снегоходов, обеспечения средств связи и прочие нужды. Программа экологического маркетинга позволила спасти жизни десятков белых медведей. Но, кроме того, была проведена кампания, призывающая к более ответственному поведению самих людей.

Кампания запомнилась многим, поскольку белый медведь уже давно является символом Coca-Cola. Этот и многие другие проекты компании находят отклики среди миллионов приверженцев бренда (см. ), поэтому можно с уверенностью сказать, что совместные проекты с экологами, проведение экологического маркетинга — это отличный шанс для компании повысить свой имидж и укрепить репутацию.

Продвижение на фоне символа — удачная идея, которая также была использована в digital-кампании сингапурского бренда пива Tiger и WWF. Проект 3890Tigers — это попытка привлечь внимание общественности к проблеме исчезновения тигров. Именно столько — 3890 представителей этого замечательного вида насчитывается в дикой природе.

К участию в проекте были привлечены всемирно известные художники различных стилей и направлений. Они создали уникальные фильтры, используя которые, из обычного пользовательского селфи получается настоящее произведение искусства. По словам организаторов, в совместном проекте они стремились объединить современные технологии, искусство и проблему истребления тигров. И им это отлично удалось!

Сотрудничество пивной компании с лидирующей в области защиты природы организацией открыло новые возможности для позиционирования бренда. Поклонники пива конкретной марки получили возможность приобщиться к высокой миссии и стать участниками экологического движения. К тому же для выражения своей позиции им не требовалось оплачивать какие-либо взносы или пожертвования согласно экологической маркетинговой концепции компании.

Корпорации решают проблему загрязнения планеты пластиковыми упаковками

Все более значимой для крупных производителей становится проблема тары и упаковки. Вторичное использование и переработка являются ключевыми направлениями эко-стратегий многих компаний, но «потянуть» такое дело в одиночку могут далеко не все. В этом плане объединение усилий позволит оптимизировать издержки и создать более эффективное производство.

Такая кобрендинговая стратегия легла в основу сотрудничества группы компаний Danone и подразделения швейцарской компании Nestlé — Nestlé Waters. Компания задались целью сократить производство пластиковой тары, которая является одним из самых сильных и распространенных «загрязнителей». Производство планируется устроить на базе стартапа Origin Materials — компании-разработчика технологии, благодаря которой можно будет отказаться от небезопасного пластика и таким образом осуществить стратегию экологического маркетинга.

Проекты в сфере экологии и экологический маркетинг положительно влияют на имидж любой компании. Привлекая внимание потребителей, которые не равнодушны к проблемам окружающей среды и исчезновению редких видов, можно привлечь конкретную аудиторию. Ко-маркетинг с экологической организацией — один из самых благородных и в то же время эффективных способов повысить лояльность клиентов, создать выгодную репутацию и стимулировать рост объемов продаж.

Но какие бы выгоды и цели не преследовала компания, главным все же является то, что те, кто нуждается в помощи, получают внимание и поддержку сильных и успешных.

Экспертное мнение —

Корпорации спасают природу или уничтожают?

Алена Август, координатор общественного экологического проекта «Детки кремлевской елки»

В ходе анализа данных для формирования экологического рейтинга регионов общественной организации «Зеленый патруль» зачастую приходится сталкиваться с ярко негативным отношением к корпорациям, так или иначе влияющим на экологический баланс. Но не всегда негативные оценки соответствуют истинному положению вещей. Суть в том, что огромное количество производств, имеющихся на территории России, пытаются своими силами переходить на новый уровень экологической безопасности, но … рады бы в рай, только вот техническое переоснащение стоит немалых денег и требует времени.

История такова, что по сути проще снести завод и построить заново. Только кто на такое решится? Тем не менее, работа по переоснащению идет, а где-то производителям нужна чисто репутационная поддержка — с общественным мнением надо работать, ведь иногда негативные мифы об экологическом вреде ни на чем не основаны, но тем не менее очень живучи. На работу в этом направлении направлен проект «Зеленый сертификат», когда производства проходят независимую экспертную оценку по экологическому направлению, а по ее результатам получают (либо — нет) «зеленый сертификат». Причем он может быть вручен и в позиции «Переоснащение под контролем экологов», что мотивирует на позитивные изменения и предпринимателей, и общественность.

Также важно не только внимание к корпорациям, а кардинальное изменение позиции общества с потребительски-пользовательской на гражданско-ответственную. И мы работаем над воспитанием юного ответственного поколения в проекте «Детки Креслевской елки» — где дети выращивают самостоятельно деток реальной кремлевской елки, с которой встречали новый год-2017 на Соборной площади Кремля — из семечка до деревца. Таким образом они получают живой опыт понимания, что природа трудится ежедневно на тем, в каком мире мы живем, а также формируется отношение к экологии как новой моде во взаимоотношениях человека и природы. Дети обменивают в группах в соцсетях фотографиями своих подопечных елочек, опытом проращивания и советами.

Статья подготовлена специалистами Ассоциации Ко-Маркетинга России.

Номинация 1. «Лучшая программа экологического воспитания школьников»

Муниципальное образование Динской район

Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район «Средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Российской Федерации Туркина Андрея Алексеевича»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА)

«Экология и мы »

(наименование объединения)

«Экология и мы»

2 года _

(вид программы)

(возраст обучающихся)

Блаженко

Светлана Александровна

(Ф. И.О. педагога составителя)

ст. Динская, 2010 год

I . Пояснительная записка

Данная программа является программой эколого – биологической

направленности.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Новизна программы и её преимущества в сравнении с ранее созданными программами этой направленности состоят в том, что программа построена на трёх важнейших принципах: краеведческом, экологическом и практическом. Ведущим принципом является краеведческий. Он позволяет строить занятия кружка на основе окружающей ребёнка природы.

Актуальность программы «Экология и мы» обусловлена тем, что в последние годы проблема формирования экологической культуры, как часть общей культуры личности ребёнка, обострилась под влиянием следующих причин:

· ученики искренне хотят знать об окружающем мире как можно больше, но последовательное обучение без включения учащихся в активный процесс познания природы с каждым годом снижает интерес к учёбе;

· учитель ориентирован на то, чтобы передать ученику определённое, строго детерминированное знание, которое тот должен усвоить. Изначально требуемое взаимодействие школьника и преподавателя как двух личностей отходит на второй план или вовсе теряется. Это, в конечном счёте, непременно сказывается на результате обучения: оно так и остаётся суммой знаний, не затрагивая душу ребёнка, поэтому необходимо сделать всё возможное, чтобы поддержать интерес детей к познанию окружающего мира;

· возникновение экологического кризиса в современном мире обусловлено, прежде всего, социально-экологическими факторами. В связи с чем, его решение не может быть осуществлено только техническими средствами. Выход состоит в повышении культурного уровня общества, в развитии системы воспитания - образования и информирования школьников. Родная природа – великий учитель, могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется достаточно рано, поэтому очень важно, поддержать искренний интерес подростков к окружающему миру и воспитать бережное отношение к природе в школьные годы.

Бесспорная актуальность данного курса заключается и в том, что его преподавание связано как с получением знаний и навыков в области общей и практической экологии, так и с переосмыслением мировоззренческих, культурных ориентиров обучающихся, становлением целостной личности.

Педагогическая целесообразность программы «Экология и мы» состоит в том, что её содержание направлено на развитие экологической культуры, повышение мотивации школьников не только к познанию окружающего мира, но и к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде экологических знаний, воспитание нетерпимого отношения к действию людей, наносящих вред природе. Программа обеспечивает необходимые условия для личностного развития, формирования у школьников активной жизненной позиции, воспитания любви к природе Кубани, организует содержательный досуг. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы , школьники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть прекрасное в природе, умение оказывать окружающей среде посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, любовь к родному краю, умение работать в коллективе . Каждый структурный компонент программы отвечает своему назначению, логически последовательно и конкретно раскрывает идею и взгляд автора на современное внешкольное экологическое образование детей.

Цель программы: формирование экологической культуры, которая включает комплекс нравственно – этических норм и деятельностных принципов поведения во взаимоотношениях человека и природы, общества и человека; создание условий для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной, природоохранной деятельности детей, осуществление действенной заботы о себе через заботу об окружающей среде.

Для достижения поставленных целей ставятся следующие задачи:

Обучающие:

    изучить общие закономерности функционирования экосистем различного уровня и факторы их устойчивости (для организма человека – факторов здоровья); расширять знания в области биологии, кубановедения, географии, валеологии и их применение в повседневной жизни; формировать у учащихся навыки участия в экологически ориентированной деятельности, а также компетенции, необходимые для ведения здорового образа жизни, обеспечения экологической, социальной и информационной безопасности , самореализации в современном обществе, умения использовать приобретенные знания как основу для собственных творческих изысканий; способствовать профессиональной ориентации воспитанников на выбор специальностей, связанных с охраной окружающей среды и биологией.

Развивающие:

    способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение), реализации потребности ребят в содержательном и развивающем досуге; развивать творческое воображение, познавательные возможности школьников, а также коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности; формировать у подростков навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы, способность ценить красоту природы Кубани и России, способность к самообразованию; повышать общий интеллектуальный уровень подростков.

Воспитательные:

    способствовать формированию у школьников чувства гражданственности и ответственности за свои поступки, экологического восприятия и сознания общественной активности; прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру, навыки культуры взаимодействия в окружающей природно-социальной среде; воспитывать чувство патриотизма, потребность в общении с природой, формировать умение работать в команде, быть частью коллектива.

Отличительные особенности программы «Экология и мы».

Данная программа является авторской, основана на использовании регионального компонента, ориентирована на изучение проблем экологии Краснодарского края и Динского района. Особенность программы состоит в комплексном и системном переходе к реализации целей и задач эколого-краеведческого и нравственно-эстетического воспитания и образования, т. к. разделить эти процессы в условиях сельской школы невозможно. Программа составлена с учётом социоприродного окружения образовательного учреждения. Базовый уровень экологической культуры ориентирован не только на интегрированные знания о взаимодействии природы и общества, но и на реальный вклад каждого человека в решение экологических проблем Краснодарского края и Динского района.

Отдельные разделы программы используются при формировании базового уровня знаний по предметам как естественно-научного цикла (биология, география, физика, химия), так и гуманитарного цикла (обществознание).

Включенный в программу «Экология и мы» теоретический и практический материал можно использовать для проведения научно-исследовательских работ , а результаты – как основу для докладов, рефератов, выступлений на научно-практических конференциях различного уровня, создания учебно-методического комплекса, пособий по экологии и краеведению в сельской школе, создания экологической карты своей станицы и Динского района.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.

Данная программа рассчитана на учащихся 12-14 лет. Отдельные разделы программы программа могут быть использованы для учащихся старших классов.

Сроки реализации программы. Формы и режим занятий.

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю,

природе Кубани и Динского района;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности;

4) освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, измерение, опыт);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

6) приобретение навыков использования полевого оборудования и измерительных приборов;

7) сформированность умения правильно организовать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности .

Результаты второго года обучения:

Личностные :

1) сформированность навыков культуры взаимодействия в окружающей природно-социальной среде;

2) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

3) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие

мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

4) развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

5) сформированность внутренних мотивов познавательной деятельности.

Метапредметные

1) сформированность навыков определения наиболее эффективных способов достижения результата;

2) освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

3) освоение доступных способов изучения природы и общества (сравнение, классификация и др.,);

4) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации в соответствии познавательными задачами кружка;

7) развитие навыков практической деятельности, связанной с охраной окружающей среды.

Предметные :

1) сформированность системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития в результате деятельности человека;

2) сформированность представлений о значении экологии в решении современных локальных региональных экологических проблем, в том числе в предотвращении экологических катастроф на Кубани;

3) овладение умениями проводить эксперименты и оценивать полученные результаты, а также сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективной картиной природы Краснодарского края, Динского района;

4) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды на Кубани под влиянием антропогенного фактора;

5) развитие умений создавать экологические плакаты и листовки, видеоролики, составлять экологические маршруты, разрабатывать и организовывать социальные проекты и экологические акции среди сверстников и взрослого населения. .
Формы и методы подведения итогов реализации образовательной программы:

    педагогическое наблюдение; тестирование; защита проектов; анкетирование обучающихся; организация фестивалей, выставок работ, соревнований, учебно – исследовательские конференций, фотовыставок; публикации материалов на школьном сайте, в школьной газете и районной газету «Трибуна»; выпуск листовок, стенгазет.

II . Учебно - тематический план

Раздел программы

Количество часов (теория)

Количество часов (практика)

1 год обучения

Экология и современное общество. Истинные ценности на Земле – Вода. Воздух. Почва.

Растительный и животный мир Кубани

2.1. Многообразие природных сообществ и экосистем Кубани.

2.2. Биоиндикаторы загрязнённости окружающей среды Динского района.

2.3. Редкие и исчезающие виды растений и животных Краснодарского края.

Экология Кубани

3.1.Экологические проблемы малой Родины и пути их решения.

3.2. Влияние антропогенного фактора на окружающую среду в станице Динской.

3.3 Особенности Кубани как индустриально – аграрного края.

Экологический практикум

4.1. Экосистемы

4.2 Органолептические методы исследования.

2 год обучения

Экологический практикум

4.3.Жизнестойкость организмов.

4.4. Состав воздуха.

4.5. Нитраты.

Экология и здоровье человека

5.1. Экологические основы здорового поведения человека.

5.2. Влияние экологии на здоровье человека.

Охрана природы

6.1. Антропогенное воздействие и его формы.

6.2. Экологические последствия антропогенного воздействия.

6.3. Природопользование и методы его управления.

6.4. Экологическая опасность и безопасность.

III . Содержание программы «Экология и мы»

Раздел 1: Экология и современное общество.

Теория:

Истинные ценности на Земле – Вода. Воздух. Почва. Актуальность экологической проблематики в контексте общественного развития. Экология и черты цивилизации будущего. Задачи экологии в сфере общественного развития. Экология в решении гуманистических задач. Общественное и индивидуальное сознание. Понятие экологической ответственности, экологической этики. Экологическое образование и его основные функции. Экологическое просвещение и воспитание. Экологическая культура как цель и результат экологического образования.

Практика:

Фотогалерея «Вода», конференция «Современное общество и культура в решении экологических проблем», творческие проекты «История экологического образования в России: от юных натуралистов к юным экологам», исследовательский проект «Вода, которую мы пьем», «Экологическое состояние реки Кочеты», исследовательская работа «Кресс – салат как тест – объект для оценки загрязнения почвы и воздуха», Очистка от мусора прибрежную зону реки «Кочеты», акция «Чистые берега»

Раздел 2: «Растительный и животный мир Кубани»

Теория:

Разнообразие представителей царств растений, грибов, животных в Динском районе. Представители растительного мира станицы Динской, их биологические особенности и значение. Экологические взаимосвязи живых организмов. Состав, структура, характеристика сообществ и экосистем. Различные формы взаимосвязей живых организмов в сообществе. Понятия: экосистема, пищевая цепь, пищевые связи, конкуренция, хищничество. Понятия: биоиндикация, устойчивость к факторам среды, экологические факторы. Редкие и исчезающие виды растений и животных Краснодарского края. Красная книга; животные и растения, внесённые в Красную книгу Краснодарского края.

Практика:

Оформление альбома «По страницам Красной книги», конкурс рисунков «Мир вокруг нас», Экскурсия «Многообразие природных сообществ и экосистем Кубани и станицы Динской», лабораторная «Понятия: систематика, таксоны», исследовательская работа учащихся «Биоиндикаторы загрязнённости окружающей среды Динского района» экскурсия в краеведческий музей «Редкие и исчезающие виды растений и животных Краснодарского края», ролевая, деловая игра «Устойчивость экосистем, сообществ (определение и значение в сохранении природы Кубани)», занятие – путешествие, семинар «Биологическое разнообразие растений и животных – основа устойчивого развития Кубани», конференция «Мир растений и животных Кубани»

Раздел 3: «Экология Кубани»

Теория:

Биологическая наука на Кубани. Направления экологической науки, достижения учёных. Состояние науки на современном этапе. Экологические проблемы малой Родины и пути их решения. Характеристика экологических проблем, их взаимосвязь, причины и пути решения. Отличие агроэкосистем от природных.

Практика:

экскурсия в НИИ или питомник; встреча с учёными – агрономами; проектно – исследовательская деятельность учащихся «Экологические проблемы малой Родины и пути их решения», презентации учащихся «Особенности Кубани как индустриально – аграрного края. Устный журнал «Влияние антропогенного фактора на окружающую среду в станице Динской», фотовыставка «Разнообразие агроэкосистем Кубани», экоаудит, деловая игра «Моделирование опасных экологических ситуаций антропогенного характера».

Теория:

Экосистемы. Жизнестойкость организмов. Борьба за существование. Органолептические методы.

Практика:

Наблюдение за состоянием экосистемы сенного настоя.

Исследование жизнестойкости организмов (на примере дрожжевого грибка). Исследование межвидовой борьбы за существование (на примере различных видов плесеней). Определение запаха воды. Определение мутности и прозрачности воды. Определение цветности воды. Определение вкуса воды.

Раздел 4: «Экологический практикум»

Теория:

Влияние синтетических моющих средств на зелёные водные растения и простейших животных. Кислотность почвы. Засоленность почвы. Польза и вред полиэтилена. Состав воздуха. Нитраты.

Практика:

Определение кислотности воды по значениям водородного показателя (рН). Исследование влияния синтетических моющих средств (СМС) на зелёные водные растения). Приготовление почвенной вытяжки. Определение водородного показателя рН почвенной вытяжки и оценка кислотности почвы. Определение засоленности почвы по солевому остатку. Исследование пользы и вреда полиэтилена. Исследование изменения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Определение углекислого газа школьного помещения экспресс – методом. Исследование запыленности пришкольной территории.

Определение наличия в воздухе микроорганизмов. Определение качества тепловой обработки мясных и рыбных продуктов. Определение свежести рыбы. Определение содержания нитратов в овощах, фруктах и зелени.

Раздел 5: Экология и здоровье человека

Теория:

Экологические основы здорового поведения человека. Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ). Влияние экологии на здоровье человека. Загрязнение окружающей среды и связанные с этим болезни.

Физический источник загрязнения организма человека. Химико-биологические загрязнители пищи. Среда выживания. Экология и продолжительность жизни человека. Экологические основы пищевого поведения человека.

Практика:

Проект уголка по антинаркотической работе, исследовательская работа «Пищевые добавки», Исследовательская работа «Мобильный телефон – вещь удобная, но не безопасная», исследовательская работа «Исследование питания учащихся школы №1станицы Динской», исследовательская работа «Моё поколение выбирает здоровье», исследовательская работа «Молоко в рационе питания школьников», исследовательская работа «Влияние энергетических напитков на организм подростков», исследовательская работа «Влияние наушников на слух подростка», создание бюллетеней «Кто курит, тот жизнь свою губит»

Раздел 6: Охрана природы

Теория:

Антропогенное воздействие и его формы. Прямое и косвенное антропогенное воздействие. Природные и техногенные катастрофы. Загрязнение разных сред. Экологические последствия антропогенного воздействия. Организационно – правовые аспекты природоохранной деятельности. Понятие управления природопользованием . Понятие менеджмента и маркетинга. Экологическое законодательство. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». Нормирование качества окружающей среды. Природопользование и методы его управления. Экономические и рыночные методы управления . Методы экологической реабилитации. Переработка твёрдых бытовых отходов, промышленных отходов. Технология переработки и захоронения радиоактивных отходов. Концепция экологической безопасности . Экологическая опасность и безопасность. Система экологической безопасности. Политика экологической безопасности и её правовое регулирование.

Практика:

Фотовыставка «Антропогенное воздействие на окружающую среду», творческие работы об экологической ситуации в крае, практическая работа «Экологическое картографирование», исследовательская работа «Разработка экологического мониторинга по асимметрии листьев лещины обыкновенной», исследовательская работа «Влияние бытового мусора на экологию станицы», Проект «Благоустройство школьного двора», исследовательская работа «Бездомные животные – как элемент экологической среды Динского района»

IV . Методическое обеспечение программы

Основные принципы, положенные в основу занятий кружка:

– принцип доступности, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, создавать наиболее благоприятные условия для их развития;

– принцип демократичности, предполагает сотрудничество педагога и учащихся на демократических началах;

– научности, предполагает отбор материала из научных источников проверенных практикой.

Работа с воспитанниками построена на теоретическом изучении природы и экологии как науки и практической деятельности по сохранению окружающей среды.

В ходе занятий учащиеся овладевают определённым набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать проблемы экологии нашего региона и страны в целом, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира Краснодарского края, причинами нарушений экологического равновесия.

Люди всегда стремятся к прекрасному. Без красоты человечество не проживет. Красота спасет мир (А.Достоевский). Но в свою очередь в современных условиях мир должен спасти красоту. Каждый житель земли должен глубоко сознавать, что растения и природа – это не органическое тело человека, и надо поддерживать это “тело” в чистоте, красоте и здравии. В наше стремительное время очень актуальным становится общение с природой, привитие любви к родному краю, формирование эстетического вкуса. В этом видим главную педагогическую целесообразность внеурочной деятельности учащихся.

Наша программа называется “Юный эколог” Программа кружка внеурочной деятельности предназначена для 1-2-х классов начальной школы и рассчитана на 67 занятий: 1-й класс – 33 ч., 2-й класс – 34 ч. (1 занятие в неделю. Преподавание кружка основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии.

Цель программы “Юный эколог ” – формирование компетентности учащихся путём усвоения системы интегрированных знаний о природе и человеке, основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, развитие ценных качеств по отношению к природе.

Данная программа научит ребенка видеть красоту природы и творчески воссоздавать ее, уметь восхищаться ею, уметь не навредить ей, дарить вторую жизнь растениям, знакомить с новой технологией изготовления поделок из природного материала и сухоцветов, которая доступна каждому ребенку.

Программа актуальна, т.к. позволит преодолеть отчуждение ребенка от природы и поможет становлению экологической культуры младшего школьника, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и практических отношений с окружающей природной средой.

Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:

  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
  • формирование представлений о природе как универсальной ценности;
  • изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
  • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
  • развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
  • вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Планируемые результаты освоения, обучающимися программы внеурочной деятельности.

Предметные результаты:

– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

Познавательные:

– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные:

– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.

Задачи программы:

– формировать интерес к изучению природы родного края;
– развивать творческие способности учащихся;
– воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
– познакомить учащихся с различными видами искусства;
– углублять и обогащать кругозор детей о родном крае;
– изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
– формировать представления о природных сообществах области;
– обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, района, родного края;
– формировать представления об охраняемых растениях и животных, занесённых в Красную книгу.

Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Учебно-тематический план

Программа кружка “Юный эколог” (1-й класс) 33 часа.

№ п/п Наименование раздела Всего часов В том числе занятия
теоретических Практических
1 Введение в экологию 2 1 1
2 Красота осенней природы 4 2 2
3 Изучаем родной край 8 4 4
4 Здравствуй, зимушка-зима! 11 6 5
5 Птицы – наши друзья. 3 1 2
6 Оранжерея на окне 3 1 2
7 Весенняя сказка. 4 2 2
ИТОГО: 33 9 23

Тематическое планирование (1 год обучения)

№ п/п Тема мероприятия Дата
Вводное занятие. Составление списков. Знакомство с задачами кружка на учебный год. Распределение поручений.
Экскурсия в природу. Знакомство с объектами живой и неживой природы. Экологическая операция “Сделаем берег реки чище!”
Осень в творчестве художников, поэтов, музыкантов
Выпуск стенгазеты “Календарь природы. Осенние зарисовки”
Составление осеннего букета
Праздничная программа “Золотая осень”
Заочное путешествие “Животные родного края”
Коллективная работа. Изготовление животных из ладошек
Заочное путешествие “Растения родного края”
Коллективная работа Панно “Озеро с кувшинками”
Оформление стенгазеты “Роль растений в жизни животных”
Развлекательно-познавательная программа “Дары родного края”
Зима в творчестве художников, поэтов, музыкантов. Выпуск стенгазеты “В гостях у зимы”
Конкурс рисунков. “ Вот и пришла Чудесница – Зима…”
Изготовление снежинок из бумаги, бисера, пластиковых бутылок”
Развлекательная программа “Нужна ли ёлка дома…”
Презентация “Зимующие птицы”
Мастер-класс по изготовлению кормушек “Покорми птиц зимой!”
Экологическая викторина “Птицы – наши друзья”
Аппликация из макаронных изделий, зёрен, крупы “Птички-невелички”
Заочное путешествие “ В зимний мир диких животных”
Коллективная работа из солёного теста “Звери в зимнем лесу”
Утренник “Прощание с зимней сказкой”
Презентация “Весна, весна на улице…” Выпуск стенгазеты “Приметы весны”
Заочное путешествие в страну комнатных растений Выставка рисунков “Красота комнатных растений”
Мастер-класс “Изготовление мягкой рукавички для ухода за комнатными растениями”
Практическая работа “Пересадка и уход за комнатными растениями в классном уголке природы”
Презентация “Встреча пернатых гостей”
Коллективная работа “ Изготовление и вывешивание скворечников”
Экологическая викторина “Птицы нашего двора”
Акция “ Посади дерево” (Озеленение школьного двора)
Коллективная работа “Весенние цветы в вазе”
Утренник “Весенняя сказка” Подведение итогов за год

1 раздел – "Введение в экологию”

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности.

2 раздел “Красота осенней природы”

Формируется обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды). О состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Зависимость существования растений, животных от условий внешней среды. Учащиеся знакомятся с описанием красоты осенней природы через поэзию, живопись, музыку.

3 раздел “Изучаем родной край”. В данном разделе учащиеся получают знания и представления об угрозе вымирания и уничтожения природного мира, знакомятся с Красной книгой, с животными и растениями, занесенными в неё. Прививается бережное отношение к природе своего родного края.

4 раздел “Здравствуй, зимушка-зима!”

Формируется обобщенное представление о зимних явлениях, о состоянии растений и животных зимой, и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Прививается заботливое отношение к зимующим птицам, умение наблюдать за явлениями природы. Учащиеся получают знания по изготовлению различных кормушек, участвуют в экологической викторине, выпускают коллективную стенгазету с описанием красоты зимней природы. Знакомятся с творчеством композиторов, поэтов, художников о зиме.

5 раздел “Птицы – наши друзья”

На занятиях учащиеся знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. В разделе отводится время на изготовление скворечников для птиц, и проведение праздника “Встреча пернатых друзей”.Так же много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.

6 раздел “Оранжерея на окне”.

Учащиеся знакомятся с родиной комнатных растений, учатся ухаживать, выращивать и размножать комнатные растения. Дети занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

7 раздел “ Весенняя сказка”

Учащиеся знакомятся с изменением в природе: с приходом весны на тематическом утреннике “Весенняя сказка”, с использованием стихотворений, музыкальных произведений. Наблюдают за весенними приметами и учатся заносить в классный уголок “Календарь природы”. Выполняют коллективную работу “Весенние цветы в вазе”, участвуют в конкурсах рисунков и поделок. Готовят почву к посадке деревьев на пришкольном участке и ухаживают за ними.

Учебно-тематический план

Программа кружка “ Юный эколог” (2 год обучения) 34 часа.

№ п/п Наименование раздела Всего часов В том числе занятия
Теоретических Практических
1 Введение в экологию 1 1
2 Огородная поляна 5 2 3
3 В царстве Берендея 7 4 3
4 Удивительное в мире животных зимой 9 3 6
5 Живительная водица 4 2 2
6 Мир насекомых 7 3 4
7 Итоговое занятие 1
ИТОГО: 34 15 19

Тематическое планирование

Название мероприятий Дата
1 Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово “Экология”?
2 Экскурсия в природу “Разнообразие растений” Сбор природного материала для поделок, гербария и заготовка семян для кормления птиц
3 Коллективная работа “ Тайна осенней поляны”
4 Устный журнал “Польза огородных растений для человека”
Конкурс рисунков “ Урожай в корзинке”
5 Театрализованное представление на экологическую тему “Дары Земли – матушки и Осени – красавицы”
6 Заочная экскурсия “По тропинке в лес пойдём”
Ярусы леса. Хвойные и лиственные леса. Последствия уничтожения деревьев.
7 Садовые деревья и их связь с насекомыми, птицами, зверями и другими растениями.
Викторина “Кто в лесу живёт и что в лесу растёт?”
8 Коллективная работа “Сказочный лес”
9 Презентация “ Диковины грибного царства”
10 Изготовление поделок из солёного теста “Грибное лукошко”
11 Стенгазета “ Юный эколог”
12 Праздник “Краски и звуки осени”
13 Презентация “Книга зимы. Как зиму встречают животные?”
14 Сезонные изменения у растений и животных
Конкурс рисунков “Зимние узоры животных”
15 Беседа “ Берегите лесную красавицу”
Изготовление ёлочек из природного материала
16 Устный журнал “Домашние животные и птицы зимой, польза их для человека”
Изготовление поделок из пластилина “ Мои домашние животные”
17 Презентация “Собака– друг человека”
Фотовыставка “ Наши любимцы”
18 Заочная экскурсия “Дикие животные зимой”
19 Изготовление аппликации из кругов диких животных
20 Дидактическая игра “В мире животных”
21 Выпуск стенгазеты “ Юный эколог”
22 Праздник “Царство снежной королевы”
23 Презентация “Вода вокруг нас. Путешествие с капелькой воды”
Конкурс рисунков “Наша река”
24 Устный журнал “Жизнь пресного водоёма”
Изготовление панно торцеванием “Жители нашей реки”
25 Практическая работа “Свойства воды. Проблема чистой воды”
26 Познавательно-развлекательная программа, посвященная Дню воды
27 Презентация “Насекомые весной”
28 Экологическая игра “ Пёстрый мир насекомых”
Изготовление поделок из бумаги “ Бабочки”
29 Беседа “Что мы знаем о комарах и их охрана”
30 Устный журнал “Незваные гости нашего сада”
31 Коллективная работа “Эти удивительные насекомые”
32 Изготовление “Запрещающих знаков природы”
33 Выпуск весеннего номера “Юный эколог”
34 Итоговая праздничная программа “ Друзья природы”

1 раздел "Введение в экологию"

Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу.

2 раздел “Огородная поляна”

Расширять представления детей о природном объекте – земля. Закреплять знания детей о фруктах, овощах, злаковых культурах. Формировать умение объединять плоды по сходному признаку и находить различия. Познакомить с отраслями растениеводства в нашем крае. Знать о пользе огородных растений для человека. Развивать творчество учащихся.

3 раздел “В царство Берендея”

Познакомить с многообразием растений в лесу, обратить внимание на красоту растений и показать значение растений для человека. Обобщить представление детей о взаимосвязи растений с окружающей средой. Правила поведения в природе по отношению к растениям.

Продолжать знакомить детей с разнообразием грибов и ягод, выделив группы съедобных и несъедобных. Рассказать о правилах сбора растений. Обогащать словарь детей за счет слов названий грибов и ягод. Выделить среди их разнообразия те, которые встречаются в нашем крае. Поощрять в детях познавательную активность.

4 раздел “Удивительное в мире животных зимой”

Животный мир (общее понятие). Формировать представления детей о животных, их приспособленности к среде обитания. Расширить представления детей о животном мире, показать его разнообразие. Звери, обитающие на территории нашей области. Красная книга области. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Презентация “Собака – друг человека” Охрана животных.

5 раздел “Живительная водица”

Вода в природе. Основные свойства воды (опыты). Различные состояния воды (лед, пар, вода). Знакомство с круговоротом воды в природе (путешествие капельки). Вода в жизни человека, животных и растений. Использование воды человеком. Вода в нашем доме. Необходимость экономии воды. Рыбы, обитающие в реках области. Промысловые рыбы. Закреплять знания о других обитателях водоёмов (лягушках, пиявках, раках). Прудовые хозяйства области. Аквариумные рыбы. Изготовление панно “Жители нашей реки” Воспитывать бережное отношение к воде.

6 раздел “Насекомые”

Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Способы передвижения насекомых. Их роль на земле. Насекомые нашей области и в Красной книге. Воспитывать бережное отношение к насекомым. Выполнить коллективную работу “Эти удивительные насекомые”

Формы и методы обучения

В программу внесены разнообразные формы занятий : экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения , которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:исследовательские,практические,объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.

Информационные ресурсы для педагога и учащихся:

  1. Виноградова Н.Ф. “Окружающий мир” 1-2 класс,М. “Вентана-Граф” 2011 г.
  2. Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец "Естествознание” М.:Просвещение, 2002.
  3. Никифорова Н.А.Романова О.Е. “Азбука юного астраханца или с алфавитом по родному краю” – М. “Планета”, 2011 г.
  4. Сорокина А.И. “Дидактические игры” 1982 г.
  5. Дмитриев Ю А “Книга природы” – М. 1998 г.
  6. Вогина В.В. В гостях у природы. – М.: 1997.
  7. Корабейников В.А. “Краски природы” – М.1990 г.
  8. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: 1991.
  9. Рыжова Н.А "Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники).
  10. Рыжова Н.А "Наш дом – природа”.
  11. Большая энциклопедия животного мира. М. 2007.
  12. "Все обо всем.” – М.1998 г.
  13. "Я познаю мир” – М. 1995 г.

Программа продвижения туристского регионального экологического маршрута «Зелёная линия»

Сфера туризма является перспективной и активно развивающейся отраслью, которая оказывает воздействие на различные сферы жизни общества. Формирующаяся экономика впечатлений делает акцент именно на туризме, так как благодаря ему развитие стран и регионов набирает обороты и становится более устойчивым.

В туристической деятельности необходимо создавать привлекательный продукт, чтобы заинтересовать людей и добиться успеха. На данный момент на туристическом рынке большое значение придаётся разработке новых туристских предложений, однако успех невозможен без информационно-рекламной деятельности, которая является средством распространения туристского продукта и доведения его до потребителей. Значение создания программы продвижения туристского продукта увеличивается также в связи с высоким уровнем конкуренции на туристическом рынке.

Проведённое исследование доказало, что создание нового экотуристского продукта требует эффективной программы продвижения для популяризации его в Вологодской области и за её пределами. Таким образом, разработка программы продвижения туристского регионального экологического маршрута «Зелёная линия» является актуальной.

Паспорт программы продвижения

Цель программы - продвижение туристского регионального экологического маршрута в Вологодской области, также популяризация его на российском рынке.

Для достижения поставленной цели необходимо осуществление следующих задач:

1. Создание активного информационного поля для участников программы продвижения (потенциальных и реальных туристов).

2. Формирование механизма эффективного взаимодействия участников продвижения и поддержание его функционирования.

3. Вовлечение населения Вологодской области и потенциальных туристов в программу продвижения туристского маршрута Вологодской области, а также повышение компетентности участников программы продвижения в организационных вопросах функционирования программы.

4. Привлечение внимания потенциальных туристов к разработанному региональному маршруту и его составным частям (малым маршрутам в районах) по Вологодской области.

Основными принципами программы продвижения являются:

­ комплексность (соединение интересов разных сторон);

Адекватность (учёт реального положения дел и потребностей целевых аудиторий);

Адаптивность (корректировка проекта в связи с изменением внешних условий);

Интеграция усилий (объединение различных ресурсов и возможностей субъектов деятельности);

Синергия (рост эффективности за счёт взаимодействия различных факторов);

Инновационность (применение интернет-технологий для реализации программы);

Сотрудничество (активное взаимодействие населения, Управления развития туризма и музейной деятельности, Управления экономики природопользования, программ и инвестиций, СМИ, туроператоры).

Для эффективного продвижения туристического турпродукта целесообразно выделить субъекты деятельности, которые непосредственно влияют на программу продвижения. Такими субъектами являются Департамент культуры и туризма Вологодской области и Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области.

Департаменту культуры и туризма необходимо создавать и поддерживать привлекательный образ туристского продукта в регионе и за его пределами.

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды может сотрудничать и оказывать практическую помощь Департаменту культуры и туризма Вологодской области, так как развитие экологического туризма имеет ряд особенностей не характерных для других видов туризма.

Совместно двум департаментам Вологодской области целесообразно осуществлять продвижение туристического продукта через следующие действия: издание и распространение печатной рекламы, организация публикаций в СМИ, проведение презентаций о туристском продукте, участие в региональных, российских, международных туристских и экологических выставках.

Туроператоры Вологодской области также должны быть подключены к проекту и формировать и распространять туры экологической направленности в рамках проекта регионального маршрута «Зелёная линия».

Для реализации программы используются следующие современные технологии продвижения:

Интернет-PR;

Краудсорсинг;

Событийный менеджмент;

Целевые аудитории программы. Ключевая аудитория: реальные и потенциальные туристы всех регионов России всех возрастов, предпочитающие активных отдых. Включённые аудитории: СМИ.

Этапы реализации проекта.

Первый этап - подготовительный (сентябрь - ноябрь 2016 г.) - определяются участники и партнёры программы, разрабатывается организационная структура, нормативно-правовая база и информационное обеспечение осуществления программы, выделяются необходимые ресурсы на реализацию программы, проводится презентация программы.

Второй этап - основной (ноябрь 2015 г. - июнь 2017 г.) - отражается текущая деятельность, интеграция информационных ресурсов в единую систему, проведение запланированных мероприятий.

Третий этап - заключительный (июль - август 2017 г.) - осуществление мониторинга реализации программных мероприятий, подведение итогов реализации программы.

Подготовка проекта рассчитана на 3 месяца, а реализация - на 9 месяцев. Полная продолжительность программы продвижения - 1 год.

Таким образом, программа продвижения туристского продукта Вологодской области разработана для популяризации регионального экологического маршрута в частности, а также региона в глазах потенциальных и реальных туристов в целом.