О способах и формах ведения информационной борьбы. Психологические аспекты пропаганды (продолжение) Информационное противоборство формы

Экстремизм и терроризм представляют глобальную угрозу для всего человечества. Экстремистские проявления приобретают новые формы и все более угрожающие масштабы. В мире насчитывается несколько сотен террористических организаций, география которых постоянно расширяется.

Особую опасность несет религиозно-политический экстремизм, который соединяет в себе религиозную идеологию и политические цели, отличается фанатизмом, способен к быстрому видоизменению, укреплению на межрегиональном и международном уровне.

Положение усугубляет практически неограниченное распространение радикальных, экстремистских идей, в том числе через глобальную сеть Интернет и средства массовой информации. Новые телекоммуникационные технологии позволяют разрозненным террористическим группировкам быстро обмениваться информацией, расширять поле деятельности, усиливать психологическое воздействие на большие массы людей.

Вот уже более десяти лет религиозно-политический экстремизм и терроризм продолжают оставаться одним из главных препятствий на пути развития Дагестана, неся угрозу жизни и социальному благополучию граждан, межнациональному миру, безопасности обществав целом. На территории республики продолжается диверсионно-террористическая деятельность незаконных вооруженных формирований, поддерживаемых международными организациями соответствующего толка.

Противодействие экстремизму и терроризму является приоритетным направлением в работе органов власти. При поддержке федерального центра были предприняты мерыпо укреплению правоохранительной системы республики. Незаконные бандформирования, действующие на Северном Кавказе, в том числе в Дагестане, уже понесли ощутимый урон. В последние полтора года были проведены десятки успешных контртеррористических операций, предотвращено более 80 преступлений террористической направленности. Ликвидированы свыше 200 членов НВФ, в том числе
25 главарей бандгруппировок.

Вместе с тем мировой опыт показывает, что эффективность противодействия проявлениям экстремизма зависит не только от работы спецслужб и правоохранительных структур. Террористическая угроза будет сохраняться до тех пор, пока будет существовать система воспроизводства инфраструктуры терроризма, то есть сама идеология терроризма, носители радикальной идеи и каналы ее распространения.

Противодействие терроризму, профилактика экстремизма требуют от государства и общества значительных, притом консолидированных усилий. Радикальные, экстремистские угрозы будут сохраняться до тех пор, пока сохраняются безработица, коррупция, социальное неравенство. Поэтому необходимо лишить терроризм социальной и идеологической основы, дающей ему возможность укореняться в определенном сегменте общественного сознания.

Следует более эффективно, комплексно заниматься профилактикой экстремизма в молодежной среде, формировать у нее позитивные жизненные ценности и активную гражданскую позицию, учитывать интересы и информационные запросы, заботиться о повышении уровня ее образованности и общей культуры.

Победить, а точнее, изжить терроризм как социальное явление сможет лишь само общество. Пока в общественном мнении не сложится осознанное понимание бесчеловечной сущности терроризма, добиться ощутимых результатов будет трудно.

В настоящее время в республике реализуются Комплексная программа по противодействию религиозно-политическому экстремизму и Комплексный план информационного противодействия терроризму в Российской Федерации до 2012 года. При Антитеррористической комиссии Республики Дагестан создана межведомственная рабочая группа по противодействию идеологии терроризма. Большую работу по профилактике экстремизма, проведению антитеррористических мер в республике ведут редакции республиканских печатных и электронных СМИ.

В современных условиях развития и глобализации информационных процессов роль информационно-пропагандистских, идеологических мер противодействия угрозам безопасности общества и государства все более возрастает. Вместе с тем в Дагестане, как и в стране в целом, еще не сложилась полноценная контрэкстремистская информационная система.

В особенности это касается сети Интернет, в которой присутствуют многочисленные источники информации экстремистской направленности. Если в 1998 году международные террористические организации поддерживали в глобальной сети лишь 12 сайтов, то в настоящее время - свыше 5000, в том числе порядка 150 русскоязычных. Главная цель экстремистских пропагандистов - привлечение в свои ряды новых участников, формирование сочувствия и поддержки населением противоправных требований и призывов. В настоящее время количество Интернет-сайтов, ориентированных на пропаганду экстремизма на Северном Кавказе и в Дагестане, уже перевалило за 30, возрастает численность людей, которые видят в Интернете самый доступный способ для прямых призывов к терроризму.

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения государственной безопасности, здоровья, прав и законных интересов граждан необходимо, с одной стороны, противопоставить идеологической экспансии меры, ограничивающие доступ к информации экстремистского характера. Следует, кроме прочего, инициировать внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации, касающиеся определения правового статуса сети Интернет. Известно, что сегодня материалы Интернет-сайтов, даже признанные судом экстремистскими, зачастую продолжают оставаться доступными для пользователей.

С другой стороны, для обеспечения идеологического противодействия экстремизму и терроризму, информационной защищенности граждан, в особенности молодежи, должна быть создана система контрпропаганды, в том числе путем более эффективного использования государственных Интернет-ресурсов. В настоящее время наблюдаются определенные подвижки в этом направлении. В республике начали работу антиэкстремистские сайты, нацеленные на разоблачение преступной сущности международного терроризма.

Крайне важно объединить антиэкстремистскую идеологию, ее носителей и каналы ее распространения в целях формирования позитивного общественного сознания, исключающего возможность насильственных способов разрешения противоречий. В этой системе свое место должны занять гражданские институты, научное сообщество, учреждения образования и культуры и, конечно, СМИ.

Информационно-пропагандистская работа должна включать разъяснение антиобщественной сущности и опасности экстремизма, задач и целей органов правопорядка, формировать правовую и политическую культуру населения, способствовать укреплению в общественном сознании социально значимых ценностей, идей толерантности, единства и согласия. Объединение усилий самых разных масс-медиа - настоятельное требование времени. Долг журналистов - не допускать ни малейшего оправдания, а тем более героизации террористов. СМИ могут и должны помочь населению осознать, что задача каждого - не быть равнодушным к происходящему, соблюдать бдительность, занять активную гражданскую позицию по отношению к терроризму.

Понятия «информационное противоборство», также как и понятие «информационное оружие» не имеет единого определения. Различные авторы в своих публикациях трактуют его по-разному. Так, например, Манойло А.В. в своей работе «Государственная информационная политика в особых условиях» приводит следующую трактовку:

Информационное противоборство – это соперничество социальных систем в информационно-психологической сфере по поводу влияния на те или иные сферы социальных отношений и установления контроля над источниками стратегических ресурсов, в результате которого одни участники соперничества получают преимущества, необходимые им для дальнейшего развития, а другие их утрачивают.

Ю.Е. Кулешов и Н.П. Шеховцов в своей статье «Информационное оружие: теория и практика применения в информационном противоборстве» определяют информационное противоборство как специальные комплексные контрмероприятия, направленные на упреждение, профилактику, опережение и защиту от деструктивных замыслов противника на разум человека, принимающего управленческие решения. Коллектив авторов под руководством В.Л. Манилова трактует информационное противоборство (борьбу) как форму борьбы сторон, пред­ставляющую собой целенаправленное использование специальных способов и средств для воздействия на информационные ресурсы противостоящей стороны и защиты собственных в интересах дости­жения поставленных целей. Широкое распространение информационных войн берет начало от развития информатизации, ЭВМ и коммуникаций. Кроме того, скачок в изучении человеческого мозга и его психофизиологии дал старт развитию информационного оружия, направленного на подрыв психики человека. И наконец, научно-технические достижения способствовали созданию нового типа оружия, используемого в информационном противоборстве. Информационное противоборство, как и любая другая война, предполагает наступательные и оборонительные действия. Наступательные действия осуществляются посредством рассматриваемого нами информационного оружия. Средства ведения информационного противоборства подразделяются на: физические, информационные, программно-технические и радиоэлектронные . К информационному оружию физического действия относятся средства, предназначенные для воздействия на элементы информационной системы (противорадиолокационные ракеты, графитовые бомбы, биологические и химические средства). Информационные методы воздействия реализуются посредством совокупности средств массовой информации и мировых информационных сетей. Основным объектом информационных методов являются люди. При правильном применении информационно-психологических методов воздействия на психофизическое состояние населения, можно подорвать стабильность всего государства. Средствами реализации программно-технических методов выступают компьютерные вирусы, логические бомбы и другие средства проникновения в информационные сети. Радиоэлектронные методы воздействия предполагают средства радиоэлектронной разведки. Основная цель данного вида информационного оружия – контроль информационных ресурсов противника или вмешательство в его систему с целью ее дезорганизации.

Таким образом, все вышеперечисленные средства применения информационного оружия в информационном противоборстве направлены на поражение объектов противника, в основном с целью их подавления.

Каждое из них использует основные методы ведения информационного противоборства. К таким методам относятся поражение элементов информационной инфраструктуры, уничтожение информационных ресурсов противника, захват СМИ, воздействие на компьютерное оснащение, ухудшение психического состояния людей и др.

Сейчас идет явная информационная война между Россией и Украиной. На основе этой политической ситуации обоими сторонами используются различные средства и способы ведения информационного противоборства. Вооруженные конфликты на Украине начались еще в мае 2014 г., но информационная война, которую ведут российские, украинские и западные СМИ, находится на своем пике и не сбавляет обороты и по сей день.

Одним из основных проявлений информационной борьбы является то, что ситуация, складывающаяся между странами, с разных сторон интерпретируется по-разному. Когда заинтересованная сторона сообщает одну новость для своего населения, другая, не менее заинтересованная, сторона представляет эту же информацию совершенно в другом ключе.

Достаточно включить любой новостной канал или посмотреть ленту информагентств: везде говорят о несоблюдении прав русскоязычных на территории Украины, об обстреле мирного населения со стороны украинской армии. Противоположная сторона, то есть Киевская власть, заявляет абсолютно другое, говоря о провокации со стороны России.

Различные высказывания политических деятелей, в сторону российско-украинских отношений в социальных сетях можно рассматривать как вид информационного оружия, направленный на воздействие на психику человека. И оно имеет свои плоды, поскольку, в большинстве своём, пользователями Интернета и социальных сетей является молодежь. Именно молодежь выступает наиболее уязвимой частью населения любого государства, она в большей степени подвергается влиянию со стороны профессионалов в ведении информационного противоборства. Так, в очередной раз, основой ведения информационного противоборства становится воздействие на человеческое сознание с целью развязывания межнациональной розни.

Проблема информационного противоборства достаточно широко освящена в работах многих исследователей, отсюда и большое количество определений понятия.

Информационное противоборство прочно заняло свою нишу не только в военной, но и в мирной жизни. Например, проведение избирательной кампании, особенно президентской, со временем превращается в открытую информационную войну, которая преследует одну цель – уничтожить своего противника, используя информационные методы, хоть и не в физическом смысле. Информационное оружие использует разные средства воздействия в зависимости от своего вида. Так, средства и методы подразделяются на физические, информационные, программно-технические и радиоэлектронные. Нынешняя ситуация, сложившаяся на мировой политической арене является ярким примером ведения информационной войны. Основным, по нашему мнению, способом ведения такого противоборства выступает борьба СМИ за информацию. Российская и украинская публика получает одну и ту же информацию с разных точек зрения, что способствует подрыву авторитета государств и введению населения в глубочайшее заблуждение.

Информационные войны, СИО и АІА являются формами ведения информационного противоборства (ИП). Следует отметить, что IB состоят из определенного количества СИО и АІА, согласованных между собой целью и упорядоченных во времени, но СИО и АІА могут и не быть составляющими IB. ИП в научных кругах принято различать в широком и узком смысле слова.

В широком смысле информационное противоборство - это форма борьбы, которая представляет собой совокупность специальных (политических, экономических, дипломатических, технологических, военных и иных) методов, способов и средств выгодного воздействия на информационную сферу объекта заинтересованности и защиты собственной в интересах достижения поставленных целей.

В узком смысле информационное противоборство (в военной, оборонной сферах) - это комплекс мероприятий информационного характера, осуществляемых с целью захвата и удержания стратегической инициативы, достижения информационного превосходства над противником и создание благоприятного пропагандистского почву во время подготовки и ведения боевой и другой деятельности вооруженных сил.

Виды ИП: информационно-техническое и информационно-психологическое (ИПП). Главными объектами воздействия информационно-технического противоборства е системы телекоммуникаций и связи, радиоэлектронные средства и тому подобное. Объектом информационно-психологического воздействия остаются сознание и психика населения и личного состава вооруженных сил, спецслужб противника и системы формирования общественного мнения и принятия стратегических решений.

ИПВ предполагает целенаправленную разработку и распространение специальной актуальной информации, способной оказать непосредственное или косвенное влияние на общественное сознание, психологию и поведение населения, военнослужащих. При этом информация психологического и пропагандистского типа может быть не только устного, печатного, письменного, аудио и визуального происхождения, но и экстрасенсорного, телепатического и другого, рассчитана прежде всего на подсознание реципиента воздействия.

ИП ведется на трех уровнях: стратегическом, оперативном и тактическом. На стратегическом уровне ИП планируют и координируют высшие органы государственной власти. На оперативном и тактическом уровнях эта деятельность проводится силами и средствами вооруженных сил, спецслужб, а также общественно-политических институтов государства.

Информационная война (ИВ) - форма ведения ИП между различными субъектами (государствами, неправительственными, экономическими или другими структурами), который предусматривает проведение комплекса мероприятий по нанесению ущерба информационной сфере конфронтуючої стороны и защиты собственной информационной безопасности.

Задания И:

o создание атмосферы бездуховности, негативного отношения к культуре и историческому наследию в обществе конкурента или врага;

o манипулирования общественным мнением и политической ориентацией населения государства с целью создания политического напряжения и состояния, близкого к хаосу;

o дестабилизация политических отношений между партиями, объединениями и движениями с целью разжигания конфликтов, стимулирование недоверия, подозрения, обострение вражды, борьбы за власть;

o провоцирование, применение репрессивных действий со стороны властей в отношении оппозиции;

o снижение уровня информационного обеспечения органов власти и управления, инспирация ошибочных управленческих решений;

o введение населения в заблуждение относительно работы государственных органов власти, подрыв их авторитета, дискредитация их действий;

o провоцирование социальных, политических, национально-этнических и религиозно-конфессиональных столкновений;

o инициирование забастовок, массовых беспорядков и других акций протеста и неповиновения;

o создание или усиление оппозиционных группировок или движений;

o дискредитация фактов исторической, национальной самобытности народа; изменение системы ценностей, определяющих образ жизни и мировоззрение людей;

o умаление и нивелирования признанных мировых достижений в науке, технике и других отраслях, преувеличение значения ошибок, недостатков, последствий ошибочных действий и неквалифицированных правительственных решений;

o формирование предпосылок к экономической, духовной или военного поражения, потери воли к борьбе и победе;

o представление своего образа жизни как поведения и мировоззрения будущего, которые должны подражать другие народы;

o подрыв морального духа населения и, как следствие, снижение обороноспособности и боевого потенциала;

o осуществление иного деструктивного идеологического воздействия;

o нанесение ущерба безопасности информационно-технической инфраструктуры (машинно-техническим средствам, программному обеспечению, сетям передачи данных, средствам и режима защиты от несанкционированной утечки информации);

o защита от другого деструктивного ИПВ и ИТВ.

Основная задача ИС (между государствами) - осуществление непосредственного негативного разрушительного влияния на совокупную политическую мощь государства путем ослабления ее реальных и потенциальных возможностей по обеспечению собственной безопасности, создание трудностей во внутреннем развитии и проведении активной внешней деятельности, а также в поддержании международных связей, нанесение ущерба политическому имиджу, то есть ослабление правящей элиты, установленного ею социально-политического режима или даже содействие устранению последней от власти.

Рассмотрим объекты посягательств ИС. В целом объект - то, на что направлено определенную деятельность, а в нашем случае - то, на что субъект ОВ пытается повлиять с целью достижения положительного результата для него. Итак, главный объект, на котором концентрируется непосредственный информационный деструктивное влияние в рамках мероприятий ИВ, - общественное мнение и сознание отдельного человека.

Объекты посягательств ИС делятся на:

o общие объекты;

o специальные объекты;

o объекты разведывательных устремлений.

К общим объектам можно отнести правопорядок, нормальное функционирование органов власти и управления, мобилизационную готовность и боеспособность вооруженных сил, органов безопасности и правоохранительных структур, налаженные внешнеполитические связи, международный авторитет государства.

специальных объектов - можно отнести общество в целом и отдельные его слои, прослойки, группы лиц, отдельных их представителей. Это может быть тот или иной этнический или социальный слой или даже специфические группы лиц, например, представители маргинальных элементов, в частности осужденные, бомжи, сектанты, политизированные радикалы из числа националистов, анархистов и тому подобное.

o средства массовой информации и коммуникации, информационные агентства,

независимые аналитические центры и исследовательские учреждения, которые постоянно занимаются освещением ситуаций, которые возникают в государстве, регионе и мире, осуществляют анализ и прогнозирование возможного хода событий, тенденций в различных общественно-политических, геополитических, геоэкономических и геостратегических процессах;

o соответствующие подразделения министерств, ведомств или других органов государственного управления, на которые возлагается обязанность налаживание и поддержание связей с общественностью и информирования последней относительно деятельности указанных учреждений, а также другие объединения граждан, которые выступают от имени своих членов. Такими структурами являются политические партии и блоки, общественные организации, профсоюзы и тому подобное, которые определенным образом влияют на политические процессы в государстве.

Итак, основными объектами деструктивного информационного воздействия е:

o идеологически-психологическая среда общества, а связано с использованием информации, информационных ресурсов и информационной инфраструктуры для оказания воздействия на психику и поведение людей;

o информационные ресурсы, которые раскрывают духовные, культурные, исторические, национальные ценности, традиции, достояние государства, нации в различных сферах жизни общества;

o информационная инфраструктура, то есть абсолютно все промежуточные звенья между информацией и человеком;

o система формирования общественного сознания (мировоззрение, политические взгляды, общепринятые правила поведения и тому подобное);

o система формирования общественного мнения;

o система разработки и принятия политических решений;

o сознание и поведение человека.

Несмотря на все, главным объектом поражения остается человек, скрытое воздействие на которую осуществляется через ее нервную систему и психику, в основном на подсознательном уровне. При этом используется двойная психобіологічна природа информации. Так, "комфортная" на уровне психобиологического восприятия информация может повлечь вред на психосоціальному уровне или наоборот, "интересная" - привести в неосознаваемых психобіологічних неурядиц, стимулируя девиантное поведение личности и разрушать положительные социальные тенденции в обществе.

Целенаправленное информационное воздействие на население предусматривает господствующее положение субъекта ИС во всех сферах жизнедеятельности другого государства: экономической, политической, психологической, религиозной, научно-технической, художественной, а также межнациональных и международных связей. Рост эффективности мер непосредственного подрыва, в частности ИС, достигается за счет установления контроля над Информационным пространством иностранной страны, точности и целенаправленности таких акций с учетом необходимого объема и уровня достоверности информации, что приходится, степени дифференциации населения по системам материальных и духовных ценностей, способности адекватно воспринимать сведения и реагировать на них, а также политической, экономической, етнорелігійної и другой ситуации в государстве и регионе.

Согласно определению ИС следует сделать акцент на том, что объект направляют на такое поведение, которое по своей сути является противоположной его интересам. Когнитивный характер операции определяется введением в сферу жизнедеятельности определенного лица или группы новых элементов, которые должны привести к изменениям в деятельности этих лиц (групп). Способы введения такого рода элементов способствуют образованию методов и соответствующих форм ИС. Силы и средства, которые используются в процессе их имплантации, можно определить как такие, что применяются во время проведения определенного мероприятия непосредственного подрыва.

в настоящее время есть огромное количество разнообразных технологий осуществления негативного влияния на духовно-идеологическую сферу жизнедеятельности общества. их могут применять спецслужбы иностранных государств, террористические организации, политизированные радикальные группировки, криминальные структуры, транснациональные корпорации и другие формальные и неформальные участники современных международно-правовых отношений. По крайней мере, возможность такого использования кажется достаточно реальной.

Кроме этого, характер деструктивных воздействий на информационное пространство, то есть на процессы получения, обработки, хранения и распространения информации любого вида, определяет три формы ИВ:

o влияние на форму сообщений, механизмы их передачи, хранения, обработки данных и тому подобное;

o блокировка передачи сообщений;

o влияние на содержание сообщений путем проведения СИО и АІА. Институт национально-стратегических исследований США и некоторые западные эксперты и ученые выделяют семь составляющих элементов ИС:

1. Стратегия и тактика нейтрализации органов управления противника (командная война).

2. Разведывательная война.

3. Электронная война.

4. Психологическая война.

5. Компьютерная война.

6. ИС в экономической сфере.

7. Информационный терроризм.

Основными компонентами ИС в военной сфере принято считать:

o разведку;

o контрразведку (прежде всего противодействие разведке противника, включая маскировку и дезинформацию);

o радиоэлектронную борьбу;

o автоматизированное управление войсками и оружием;

o выяснения государственной принадлежности военных объектов, их идентификацию;

o навигационное обеспечение своих войск (сил) и средств;

o морально-психологическое обеспечение действий своих войск (сил), психологическую борьбу (подавления) противника.

Информационное воздействие на личность, общество и государство во время ИС осуществляется с помощью информационного оружия (С). Теоретики относят к этому виду оружия широкий спектр мероприятий и средств информационного воздействия на противника - от дезинформации и пропаганды до средств радиоэлектронной борьбы.

Приведем некоторые часто используемые в публикациях определения информации оружия:

o комплекс специфических программно-информационных средств, созданных для поражения информационного ресурса противника;

o средства уничтожения, искажения или хищения информационных массивов, добывания из них необходимой информации после преодоления систем защиты, ограничения или запрета доступа к ним незаконных пользователей, дезорганизации работы технических средств, вывода из строя телекоммуникационных сетей, компьютерных систем, всего высокотехнологичного обеспечения жизнедеятельности общества и функционирования государства;

o средства преодоления систем защиты, средства дезорганизации работы технических средств и компьютерных систем;

o технические или программные средства для обеспечения несанкционированного доступа или, наоборот, ограничения доступа к информационной базе данных; нарушение штатного режима функционирования технических средств и программного обеспечения, а также вывод из строя ключевых элементов инфраструктуры отдельного государства или региона.

В некоторых источниках сущность С определяется через развитие информационных технологий, которые обеспечивают возможность системам (индивидам, общественным или политическим группировкам, государствам) с более высоким уровнем информатизации управлять системами с несколько более низким уровнем информатизации, направляя их деятельность в своих интересах под постоянным информационным контролем.

Наиболее удачным, на наш взгляд, является следующее определение: информационное оружие - это разновидность оружия, главными элементами которой являются информация, информационные технологии (в частности технологии информационного воздействия), информационные процессы и технические средства, применяемые в Ш.

сегодня с помощью информационного оружия противоборствующие стороны способны решать стратегические задачи, в частности: наносить серьезный ущерб национальным интересам, подрывать основы государственности; дискредитировать органы власти и усложнять принятие ими важных решений, парализовать управление страной в кризисных ситуациях; создавать атмосферу напряженности в обществе, спровоцировать социальные, политические, национальные и религиозные беспорядки, инициировать забастовки, массовые беспорядки и другие акции экономического протеста; создавать атмосферу бездуховности и безнравственности, негативного отношения к культурному наследию; дезорганизовывать техносферу, экономику, систему коммуникаций; подрывать международный авторитет государства, препятствовать ее сотрудничеству с другими странами.

В оборонной сфере С объектами являются, во-первых, информационные ресурсы стратегического управления, научно-исследовательских подразделений, военно-промышленного комплекса, во-вторых, системы связи и управления войсками и оружием, их информационное обеспечение, в-третьих, информационные инфраструктуры, в том числе центры обработки и анализа информации штабов, пункты управления, узлы и линии связи силовых структур, в-четвертых, морально-психологическое состояние войск.

Информационно-техническое противоборство тоже является важным аспектом нынешней ИП. В современных условиях, когда происходит бурный рост темпов развития не только средств массовой информации и коммуникации, но и вычислительной техники, автоматизированных систем управления, электронных средств информационного обмена, в частности международной глобальной информационной сети Интернет, появились принципиально новые приемы и методы подачи информации.

Таким образом, С может служить эффективным средством уничтожения, изменения или хищения информационных массивов, добывания из них необходимой информации после преодоления систем защиты, ограничения или запрета доступа к ним законных пользователей, дезорганизации работы технических средств, вывода из строя телекоммуникационных сетей, компьютерных сетей, всего высокотехнологичного обеспечения жизнедеятельности общества и функционирования государственных структур.

Главной задачей является, по ярким выражением М. А. Булгакова, "разруха в головах", которая опаснее разруху в экономике, потому что потеря национальных, духовных ценностей ведет к вырождению народа и краху общества. Объектами С е: психика и сознание населения, информационно-технические системы, информационные ресурсы.

В современной научной литературе выделяют такие виды: психотронна ("психофизическая"), средства программно-математического воздействия на функции ЭВМ, информационные материалы.

В результате последовательных действий сил правопорядка в России удалось снизить остроту террористических угроз. Теперь можно говорить о том, что бандподполье освобождено от одиозных личностей и не способно на масштабные акции. Принятые решения о формировании принципиально новой системы противодействия терроризму во главе с Национальным антитеррористическим комитетом (НАК, Комитет) дают свои плоды . Но общий фон террористической активности в России остается еще на достаточно высоком уровне и всячески поддерживается силами международного терроризма.

Зарубежный и отечественный опыт противодействия терроризму свидетельствуют о том, что силовые методы могут лишь на время устранить угрозу совершения террористического акта, но эта угроза будет сохраняться, пока существует система воспроизводства инфраструктуры терроризма. Ключевыми звеньями этой системы являются идеология терроризма и экстремизма, ее вдохновители и носители, а также каналы ее распространения .

Поэтому одной из главных угроз, и это признают все наши партнеры по антитеррору, является идеология терроризма, распространяемая через Интернет, через проповеди духовенства под прикрытием ислама фундаментального толка, через неофициальные сектантские учебные заведения, лагеря подготовки террористов. Все это говорит о том, что идет напряженное информационное противоборство России с пропагандой терроризма, в рамках которого террористы путем активного воздействия на информационную сферу нашего государства стремятся решить свои преступные задачи, регенерировать свою инфраструктуру и вовлечь в свои ряды новых сторонников.

Руководство страны всегда уделяло серьезное внимание проблеме информационного противодействия терроризму в Российской Федерации.

Так, 19 февраля 2005 г. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным был утвержден «План мероприятий по информационно-пропагандистскому сопровождению борьбы с терроризмом и обеспечению общественной безопасности». 7 апреля 2005 года в Комитете по культуре Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации были проведены парламентские слушания «Культура против терроризма. Законодательное обеспечение мобилизации культурного потенциала общества на борьбу с терроризмом». 6 июня 2006 г. состоялось совещание у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева «О взаимодействии с мусульманскими религиозными организациями».
В июне 2007 г. на заседании НАК был рассмотрен вопрос «О состоянии и мерах по повышению эффективности противодействия идеологии терроризма», создана Межведомственная рабочая группа по противодействию идеологии терроризма (далее МРГ) и предложен комплекс системных мер организационного, правового и методологического характера по противодействию идеологии терроризма и экстремизма. Организована целенаправленная комплексная информационно-пропагандистская деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию терроризму.

Целью деятельности является снижение до минимума уровня радикализации населения и создание условий для устранения предпосылок распространения террористической и экстремистской идеологии в нашей стране. Ее основные задачи:

Формирование механизмов защиты информационного пространства и населения Российской Федерации от пропаганды терроризма и экстремизма;
. совершенствование системы информационного противодействия терроризму, предусматривающей мобилизацию органов государственной власти, общественных организаций, научных, деловых и творческих кругов для реализации антитеррористических мер;
. формирование социально-политических, правовых и иных основ для эффективного противодействия идеологии терроризма и экстремизма.

Деятельность НАК по противодействию пропаганде терроризма, «радикализации» и рекрутированию носит общий, универсальный характер. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом особенностей обстановки в каждом регионе осуществляют разработку собственных планов (программ), в которых, в частности, предусматривается противодействие пропаганде терроризма по следующим основным направлениям.

Информационно-пропагандистское обеспечение населения в сфере предупреждения и пресечения терроризма ориентировано на повышение бдительности российских граждан, воспитание у них отношения заинтересованности и сопричастности к деятельности государства по противодействию указанным угрозам, побуждении граждан к сообщению федеральным органам исполнительной власти о ставших известными им сведениях о террористической деятельности и о любых других обстоятельствах, которые могут способствовать предупреждению террористической деятельности, ликвидации или минимизации их последствий, что является гражданским долгом каждого .

Большое значение уделяется привлечению к информационно-пропагандистскому противодействию терроризму общественных объединений, научно-исследовательских центров и других институтов гражданского общества.

Сама идея участия каждого гражданина в противодействии терроризму способствует сплочению нации перед лицом реальной террористической угрозы. Государство помогает гражданину в выборе нравственных ориентиров, непреходящих ценностей — уважения к человеку, его правам, семье, отчему дому, Родине. И здесь используется весь имеющийся в распоряжении Российского государства арсенал агитации и пропаганды!

В условиях глобализации информационного пространства большое внимание уделяется информационно-пропагандистскому обеспечению противодействия терроризму в Российской Федерации во взаимодействии со средствами массовой информации .

При совершении террористического акта вслед за первой физической волной террористического взрыва — поражает вторая, еще более мощная — информационная, которая несет нравственный ущерб миллиардам читателей, радиослушателей и телезрителей! Российским государством и журналистским сообществом неоднократно предпринимались попытки установить морально-этические нормы для журналистов, освещающих террористические акты и контртеррористические операции. Так, 11 апреля 2003 г. в Интернете на сайте МИД России была размещена «Антитеррористическая конвенция (правила поведения СМИ в случаях террористического акта и контртеррористической операции)». Седьмым съездом Союза журналистов России 16 мая 2003 года были одобрены «Этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции».
С принятием Федерального закона «О противодействии терроризму» государство сделало еще один важный шаг навстречу журналистскому сообществу. В частности, Национальным антитеррористическим комитетом определен порядок взаимодействия со СМИ оперативных штабов в субъектах Российской Федерации в ходе проведения КТО. Это дает возможность обеспечивать население достоверной информацией на регулярной основе и гарантирует от предвзятости и целенаправленного искажения информации при форсмажорных обстоятельствах.
В целях создания достаточных рычагов влияния на качество информационной продукции и страховых гарантий от ее ангажированности в условиях повседневного идеологического противоборства с терроризмом и экстремизмом государственными органами, представителями гражданского общества, прежде всего сферы искусства, телевидения и кинематографии, ведется кропотливая работа по разработке «Этического кодекса журналиста». Этому вопросу уделяется самое пристальное внимание.

Активно привлекаются Российским государством деятели кино и бизнес-структур к партнерству по созданию образцов высокого искусства, воспитывающего нравственно полноценное поколение. Российский зритель устал от насилия на экране , отмечается востребованность с его стороны в нравственном позитиве кино- и теле-продукции. В рамках этой деятельности идет плодотворный обмен информацией, идеями, ставятся цели по ограждению общедоступного информационного пространства от пропаганды терроризма, «радикализации» и рекрутирования, которые затем достигаются совместными усилиями.

Эффективно используются в антитеррористических целях интернет-порталы федеральных органов исполнительной власти, где размещаются материалы контрпропагандистского характера, изобличающие истинные цели и намерения идеологов терроризма, лидеров бандформирований, а также зарубежных структур, использующих Интернет для пропаганды террора и насилия.
Особое место уделяется противодействию распространению идеологии терроризма через Интернет и другие телекоммуникационные сети .

Работающие на международные террористические группировки специалисты в области информационных технологий прибегают к использованию шифрации, различных условностей, кодов и приемов. Все активнее международными террористическими группировками используется Интернет-телефония, например система «Скайп», телефонные разговоры через которую трудно отследить.

Для пресечения террористической и экстремистской пропаганды в сети Интернет необходимо международное сотрудничество государств, прежде всего, создание необходимой договорной правовой базы, а также выработка механизма реализации такого взаимодействия в соответствии с положениями пункта 12 Глобальной контртеррористической стратегии ООН . Введение только национальных запретительных правовых норм малоэффективно из-за того, что сайты террористической направленности создаются, как правило, в доменной зоне на территориях других стран.

В настоящее время одним из главных направлений совершенствования предупреждения терроризма является информационное противодействие распространению идеологии религиозного и этнонацио-нального экстремизма.

Ислам в России исповедуют более 14 млн. человек, что составляет около 10% всех жителей страны. Зарегистрировано 55 самостоятельных исламских духовных управлений (муфтиятов), действует более 6 тыс. мечетей и молельных домов. Особую угрозу безопасности Российской Федерации представляет исламистские организации, умело использующие проблемные аспекты ситуаций на Северном Кавказе и Центральной Азии для распространения террористической идеологии, приобретения новых источников финансирования, радикализации исламской молодежи и рекрутирования ее в свои ряды. Преследуя собственные интересы в отношении России, религиозно-политические круги ряда зарубежных стран стремятся использовать студенческий канал и молодежь для пополнения рядов международных террористов.

В связи с этим Национальным антитеррористическим комитетом используются продуманные, взвешенные, выверенные тактика и стратегия противодействия пропаганде терроризма и экстремизма, учитывающие многонациональный и поликонфессиональный характер Российского государства и различный уровень социально-экономического развития регионов . Мобилизуются все имеющиеся ресурсы государства и общества на противодействие пропаганде терроризма, «радикализации» и рекрутирования исламской молодежи в террористические организации, привлекаются к этому процессу служители традиционного исламского культа, ученые, деятели культуры и сферы образования, уделяется особое внимание мерам, направленным на искоренение глубинных причин идеологии терроризма, ведется эффективная просветительская работа, направленная на поддержание толерантности в обществе, активно подключаются к этому средства массовой информации.

Вместе с тем, победить терроризм в борьбе за умы и сердца наших сограждан, возможно только преодолев разобщенность и объединив усилия всех заинтересованных государств мира, поэтому, на наш взгляд, на международном уровне необходимо обсудить и выработать:

Международно-правовые механизмы защиты информационного пространства от распространения террористической идеологии, пропаганды насилия, терроризма, «радикализации» и рекрутирования;
. систему международно-правовых мер по защите граждан от негатива информационного пространства, и в первую очередь молодежи, которая является будущем любого государства и наиболее уязвима перед пропагандой террора и насилия;
. международно-правовые критерии определения «вредности» информации, отнесения ее к террористической идеологии. Необходимо найти ответ на этот непростой вопрос, который находится где-то на стыке между свободой слова и целенаправленным деструктивным воздействием на сознание людей.

Литература

Федеральный закон от 6 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146; Указ Президента России от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 8. Ст. 897. П. 2.
В.П. Журавель. Актуальные проблемы противодействия терроризму. М.: Право и безопасность. № 2 (27) С. 71-79.
Н.П. Патрушев. Национальный антитеррористический комитет в системе обеспечения безопасности Российской Федерации. М.: Федеральный справочник: политика, экономика, управление. № 11. 2007. 14 с.
Синцов Н.В. СМИ в противодействии терроризму. Материалы 3-й международной конференции «Терроризм и электронные СМИ». Кипр. 2007 г. http://www.nak.fsb.ru. 9 с.
Андреев В. Л., Пюкке С. М. О некоторых аспектах информационного воздействия на этнические образования // Сб. науч. тр. «Iнформацшнi технологи та безпека». Вып. 3. К.: Институт проблем регистрации информации НАН Украины, 2003. С. 134-141.
Н.П. Патрушев. О некоторых особенностях современных вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации. М.: Российское право. № 7. 2007. 18 с.
Ильин Е. П. Национальный антитеррористический комитет: организация борьбы с терроризмом в Российской Федерации // Сборник материалов научно-деловой программы международного форума средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех»: Антитеррор: комплексный подход. АТЦ СНГ М.: 2007. С. 176-185.
В.И. Булавин. О мерах по дальнейшему совершенствованию общегосударственной системы мер противодействия терроризму. М.: Родина. № 12. 2007. 18 с.


Информационное противодействие - специальные комплексные контрмероприятия направленные, на упреждение, профилактику, опережение, и защиту от деструктивных замыслов противника, на разум человека принимающего управленческие решения. Действия, направленные на защиту собственного военного и гражданского киберпространство для достижения приоритета и удержание его в информационной сфере. Доминирующей целью операций по информационному противодействию является обеспечение безопасности собственных информационных ресурсов. Цель достигается за счет физической защиты объектов, скрытого наружного наблюдения, технической оснащенности, стратегической маскировки, дезинформации в сочетании с оперативными комбинациями, контрпропагандой в комплексе с радио электронной борьбой.
На наш взгляд, основными составляющими частями информационного противодействия и нейтрализации сил вероятного противника следует считать интегрируемые воедино, ранее
считавшиеся самостоятельными, следующие виды негласной информационно-разведывательной деятельности системы национальной безопасности России: информационную разведку; аналитическую разведку; радиоэлектронную борьбу (РЭБ); космическую разведку; ударно-стратегическую разведку; активные средства подавления и уничтожения стратегически важных информационных структур вероятного противника; единый информационно-ударный комплекс России (газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет); информационные комплексы, аналитические структуры, силы и средства специальной разведки и контрразведки, органы проникающей пропаганды Совета безопасности, Министерства обороны, МВД, ГТК, ФСО, ФСБ, СВР, ГРУ, МИД, НЦБ Интерпол, Финансовая разведка Мин. Финансов предлагаем название (служба финансового мониторинга, оценок и оперативных разработок).

Еще по теме Информационное противодействие:

  1. Противодействие ограничивающим конкуренцию СОГЛАШЕНИЯМ И СОГЛАСОВАННЫМ ДЕЙСТВИЯМ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РЫНКЕ. ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НЕКОТОРЫХ ОТДЕЛЬНЫХ СФЕРАХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  2. 4. Нарушение порядка применения информационных технологий: информационная война, информационное оружие
  3. 1.1. Основная терминология. Понятия: информационная система, информационная технология, информационный менеджмент