Работа с RAW: рецепты приготовления «сырых» фотоснимков. Почему я не снимаю в формате JPEG. Или как я обрабатываю свои фотографии в RAW

Прежде, чем я перейду непосредственно к делу и расскажу о работе с конвертером Adobe Camera Raw , хотелось бы сделать небольшое вступление и объяснить, какую именно цель я преследую в создании этой статьи и на кого она соориентирована.

В первую очередь, хочу отметить, что цели рассказать абсолютно всё, что я знаю о работе с этим конвертером (далее – ACR) у меня нет. Для этого потребовалось бы слишком много времени, да и сил. К тому же, хоть я и знаю многое, но явно далеко не все. Да и источников, чтобы почерпнуть доскональную и гарантированно правильную информацию о работе с этой программой, и без меня хватает. Например, очень неплохой учебник “Adobe Photoshop CS3 for Photographers” , который написал Martin Evening .

Моей же целью является дать самые необходимые основы и раскрыть работу с наиболее востребованными (с моей точки зрения) инструментами ACR, чтобы любой новичок, до сих пор не решавшийся снимать в RAW и работать с ним, прочитав эту статью, понял, что дело это, на самом деле, довольно простое, а главное – чрезвычайно удобное и полезное.

***

RAW — (c англ. – “cырой») формат данных, содержащий необработанную информацию и позволяющий избежать ее потерь. В таких файлах содержится полная информация о хранимом сигнале. В цифровой фотографии под форматом RAW понимают данные, полученные без обработки напрямую с матрицы фотокамеры. .

Практически любая современная цифровая камера имеет возможность снимать (а точнее — записывать полученную информацию) в формате JPG и RAW . Главное отличие этих двух форматов заключатеся в том, что JPG — это результат обработки полученных данных самой камерой и как следствие ужатое и с массой потерянной информации изображение, а RAW — это вся информация полностью, что поступила на матрицу камеры в процессе съемки. Как правило, умные современные фотокамеры справляются с обработкой информации довольно прилично и выдают в виде JPG вполне приемлемый результат, но все же за редким исключением они не могу это сделать лучше, чем мы, гораздо более умные люди. Так что, перефразирую знаменитую мичуринскую фразу: «Не будем ждать милости от цифровой техники, наша цель — взять ее самим!»

Итак, приступим…

  • Workflow Options — Для начала следует определиться с Workflow Options (по клику на помеченную красным строку под фото). Необходимо выбрать, в каком цветовом пространстве (Space ) мы будем работать (если фотография будет печататься, то выбираем Adobe RGB 1998, если файл вам нужен исключительно для web-применений, то sRGB вполне достаточно), а также выбрать глубину (Depth ), размер (Size ) и разрешение (Resolution ) нашего будущего файла.Хочу отметить, что конвертировать в более широком пространстве, при большой глубине, максимальных размерах и разрешении, конечно, лучше всего для качества конечного результата, но не следует забывать, что все это выдаст нам в итоге файл довольно внушительного размера (50-70 Мб в среднем), а место на жестком диске не резиновое. Так что будем разумны и постараемся соотносить свои потребности с необходимостью.
  • Управление данными конвертации — В правой части панели управления в строке рядом с надписью Basic есть довольно неприметная кнопочка, а между тем за ней прячутся очень удобные и необходимые функции. С их помощью мы можем сохранять данные любой конвертации, а затем с помощью одного клика применять их к любому другому раву. По умолчанию все данные конвертации сохраняются в небольшой файлик формата .xmp , который автоматически сохраняется в папку, где лежит конвертируемый рав. Если это не происходит (вы могли, например, отменить эту функцию), то данные можно сохранить, нажав на Save Settings …В будущем же, при желании применить сохраненные данные к любому другому раву, достаточно загрузить соотвествующий .xmp файл через функцию Load Setting
    Также ACR дает возможность конвертировать и вносить изменения одновременно в большое количество равов, но об этом я расскажу немного позднее.
  • White Balance Tool — Прежде, чем мы перейдем к следующей части, хотелось бы обратить ваше внимание еще на один момент — инструмент изменения баланса белого. Это пипетка, которая работает по тому же принципу, что и серая пипетка в Curves в Фотошопе (подробнее на эту тему в «Простых чудесах цветокоррекции»).
    Инструмент очень полезный при каких-то спорных моментах с балансом белого или, например, при конвертации инфракрасных изображений.

Хоть White Balance Tool и удобен, но все-таки основной инструмент изменения баланса белого, а также много другого чрезвычайно полезного находится в другом месте. Для этого снова перейдем к правой, основной части панелей инструментов Basic :

  • White Balance — В этом разворачивающемся окошке можно выбрать несколько стандартных автоматических установок баланса белого, которые также есть у любой фотокамеры. Следует учитывать, что, несмотря на «стандартность», они могут довольно существенно разниться от камеры к камере и от программы к программе и, что самое главное, далеко не всегда соответствовать истинному положению вещей, то есть установки эти сильно усредненные и приблизительные.
    Всегда можно попробовать нажать на вариант Auto , не так уж редко он выдает вполне приемлемый результат. Ну, а если вам не подошли ничего из предложенного, то в вашем распоряжении есть инструменты ручного выставления баланса белого — Temperature и Tint . Ну, и опять-таки не забываем о пипетке White Balance Tool!
  • Exposure — Один из самых главных инструментов конвертера. С его помощью можно сделать существенную экспокоррекцию имеющегося кадра. Например, мой портрет совы довольно заметно недоэкспонирован (темноват), что легко исправляется при помощи движения рычажка в плюс. В случае, если кадр переэкспонирован (пересвечен), это исправляется движением рычажка в минус. Отслеживайте изменения по превью фотографии — пересвеченные фрагменты будут заполняться красным цветом, что очень удобно и наглядно.
  • Recovery — У моей совы белое оперение, а белый цвет очень легко уходит в пересвет. Так, поправив экспозицию в плюс, я получила явные пересветы в кое-каких местах на перьях. Чтобы исправить это, воспользуемся во истину чудесным инструментом Recovery . Он позволяет расширить динамический диапазон фотографии еще в процессе элементарной конвертации рава, убирая пересветы в необходимых местах, (почти) не затрагивая при этом остальные части кадра.
  • Fill light — Второй инструмент, помогающий в расширении динамического диапазона. С его помощью при необходимости можно высветлить излишне темные участки в тенях, (почти) не затрагивая остальные фрагменты фотографии. Хочу обратить ваше внимание на то, что с инструментами Fill light и Recovery следует обращаться аккуратно и не терять чувство меры, так как, переусредствова с их применением, можно легко получить некрасивые, плоские и шумные фотографии. При правильном же и умеренном использовании этим инструментам нет цены!
  • Clarity — Еще один чудесный инструмент, с помощью которого можно повысить тональный контраст изображения (повысить микроконтраст и получить бОльшую детализацию) или же, наоборот, снизить его, получив подобие эффекта «софт фокус». Но осторожно! Чрезмерное употребление, можно пагубно сказаться на изображении — полезут шумы и артефакты, особенно заметные на зонах вне фокуса, или же легко пропадут детали в наименее контрастных зонах снимка.
  • Vibrance — Очень славный, на мой взгляд, инструмент, который мне лично полностью заменил инструмент Saturation . Вся его прелесть заключается в том, что он повышает насыщенность цвета лишь выборочно и только в тех зонах, что уже являются наиболее выделяющимися и яркими, (почти) не затрагивая более спокойных (фоновых) тонов.

Теперь перейдем к следующей страничке — Tone Curve .

Все, что касается контраста (и косвенно — цвета) можно доработать здесь, работая непосредственно с графиком гистограммы и отдельными зонами света, теней и полутонов. Принцип работы тот же, что и в Curves самого Фотошопа, но в том числе и более упрощенный.

Если работать со второй закладкой Point , то мы получаем тот же график, в котором можно работать по любым произвольным точкам, как и в Фотошопе.

А вот в закладке Paramtric изменение данных производится с помощью изменения значений по четырем пунктам (света в двух значениях и теней тоже в двух значениях). Для людей, не очень хорошо чувствующих фотошоповские Curves , закладка Paramеtric должна быть гораздо более очевидна и интуитивно понятна.

В более ранних версиях ACR функция Point , к сожалению, довольно сильно глючила и пользоваться ей было практически невозможно (быть может, это было только у меня, не знаю). Так что, немного позлившись и поплевавшись, я привыкла использовать функции Paramеtric .

В последней же имеющейся у меня версии точки наконец-то заработали, но я уже настолько привыкла к работе с параметрами, что на автомате сначала иду в эту закладку, вношу изменения… а затем уже перелистываю на вторую и довожу окончательно по точкам графика. Насколько это имеет смысл, честно говоря, не знаю, но я уже привыкла работать именно так.

Двигаемся на следующую страничку — Detail . Здесь мы будем работать над резкостью изображения и бороться с шумами.

NB! Как справедливо гласит текст под инструментами, прежде, чем начать вносить какие-либо изменения в этом окне, увеличьте размер превью до 100% или выше, только так вы сможете достоверно отслеживать вносимые изменения.

Инструмент Noise Reduction состоит из двух частей — Luminance и Color . В первой вы работаете с подавлением яркостного шума, а во второй — цветового. Если в этом есть необходимось, в графе Color ползунок можно смело двигать чуть ли не до самого максимального значения, вреда от этого не будет. С Luminance же нужно быть осторожным — чем выше будет значение, тем сильнее будет падать общая резкость изображения. Впрочем, это можно несколько исправить.

Sharpening — с помощью этого инструмента можно существенно поднять резкость изображения. Действует он примерно по тому же принципу, что и наиболее популярный инструмент этой серии в Фотошопе — Unsharp Mask .
Про себя лично могу сказать, что использую этот инструмент в конвертере очень умеренно и чаще всего только в тех случаях, когда предварительно пришлось поработать с подавлением шумов.

Теперь переходим на HSL / Grayscale — наиболее важную часть по цветокоррекции в конвертере.

Здесь можно довольно гибко и быстро перевести изображение в черно-белый спектр, для этого достаточно поставить галочку рядом с надписью Convert to Grayscale .

Мы же сейчас работаем с цветом, поэтому оставляем это мест нетронутым и переходим к закладкам инструмента HSL — интересную и, на мой взгляд, вполне удачню смесь фотошоповских Hue/Saturation , Selective Color и Channel Mixer .

Hue — Работая с разными цветовыми каналами, здесь можно выбрать оттенки любого из представленных цветов. Например, мне не хотелось, чтобы красный на фотографии отдавал в розовый, а желтый хотелось сделать немного более теплым — так я и подвинула соответствующие рычажки.

Saturation — По тому же принципу, что и в предыдущей части, здесь можно работать с насыщенностью различных цветов, не затрагивая при этом любые другие.

Luminance — Этот же инструмент позволяет изменять по каналам яркость цветов от более темного к более светлому, или наоборот.

Все эти инструменты очень наглядны и интуивно понятны. Но, как и в работе с большинством других инструментов конвертера, главное здесь, не терять чувство меры.

Итак, наше изображение уже почти готово, остались последние штрихи — исправление недочетов работы отпики, которые можно сделать в разделе Lens Corrections .

Именно с этими неприятными явлениями можно бороться с помощью инструмента Chromatic Aberration . Увеличьте изображение до 100% и выше и, двигая ползунки туда-сюда, отслеживайте изменения в проблемных зонах снимка, пока не придете к оптимальному результату.

Несколько приложений, которые позволят просматривать, редактировать различные форматы RAW -изображений, таких, как nef, raw, crw, rwz и пр. Эти форматы изображений, поддерживаемые многим цифровым оборудованием (цифровой фотоаппарат, сканер и т.д.) не поддерживаются многими фоторедакторами. Эти программы помогут улучшить необработанные RAW изображения, применить эффекты, обрезать, изменять размер и вращать их. Большинство из этих программ позволяет установить качество вывода преобразованного в JPG-файл изображения.

Fotor

Fotor является одним из лучших среди перечисленных редакторов фото, который поддерживает RAW изображения и другие широко распространенные форматы как JPG, PNG, BMP и др. ПО позволяет конвертировать изображения пакетом, переименовывать и изменять размер. Кроме того, имеются предустановленные эффекты ретуширования фотографии только с помощью мыши. Для любого эффекта вы сможете настроить уровень интенсивности.


Доступны и другие функции: можно добавить границы, текст к фотографиям, обрезать изображение, вращать и масштабировать его, сравнить оригинал и обработанное фото, просматривать EXIF информацию изображения и т.д.

Fotor также поможет создать коллаж с помощью шаблонов или в свободном режиме. Вы можете задать пользовательский цвет фона коллажа. После редактирования изображения, его можно сохранить в формате JPG, BMP, TIFF и PNG.

RawTherapee

RawTherapee - продвинутый редактор фото и больше подходит для специалистов. Имеет простой интерфейс с кучей инструментов. Можно добавить несколько RAW изображений, изображения другого формата, а затем обрабатывать любое из них. Можно зеркально отобразить фото, вращать его, обрезать и изменять размер, делать метки на фотографиях, добавлять цветные наклейки на изображения и т.д.

Помимо этого, вы сможете установить уровень экспозиции, яркость, контрастность, насыщенность, снизить уровень шумов на изображении, а также просматривать EXIF информацию. После редактирования изображение сохраняется их в TIFF, PNG или JPEG.

Able RAWer

Able RAWer - еще один удобный редактор RAW изображений, имеет навигационную панель, чтобы открыть изображения непосредственно в интерфейсе программы. Уникальная особенность этой программы в том, что вы можете просмотреть оригинал и обработанное изображение бок о бок, сопоставляя их, тут же обрабатывая изображение по таким параметрам: контраст, HSV, гамма-коррекция, резкость и т.д.

Можно автоматически настроить цвета изображения одним щелчком мыши. Кроме того, есть возможность установить bluescale, redscale, ретушировать фотографию.

Поддерживаемые форматы вывода JPG, PCX, TGA, BMP, PBM, GIF и др.

XnConvert

XnConvert - редактор и конвертер изображений с богатыми возможностями. Поддерживает около 500 графических форматов, что не делает ни для одна программа в этом списке.

Интерфейс имеет три основные вкладки, что делает его удобным для работы. Первая вкладка используется для вставки изображения и просмотра эскизов изображений. Вторая вкладка позволяет добавлять задачи для обработки входных изображений. Вы можете добавлять задачи для изменения глубины цвета, размера холста изображения, улучшить фокусировку, края, изменение размера, поворот, применять водяные знаки и многое другое.

В третьей вкладке вы выбираете выходной формат и конвертируете исходные изображения.

Scarab Darkroom

Scarab Darkroom (облегченная версия) - хорошее программное обеспечение для редактирования формат.NEF и других RAW изображений, поддерживаемых многими цифровыми камерами. Это программное обеспечение хорошо для изменения размеров RAW изображений и как их конвертер. Возможно задать пользовательские высоту/ширину и сохранить изображение как TIF или JPG файл. Можно мышкой перетащить изображение или целую папку, и внизу вы увидите покажет эскизы RAW изображений.

Ползунок поможет задать контрастность, оттенок, сочность, температура, оттенок, резкость и т.д.

Вывод

Если есть необходимость в ретушировании RAW изображения, изменении размера, поворота, установки экспозиции и т.д., эти программы могут пригодиться. Возможно, наиболее предпочтительно Fotor, потому что с ним легко работать, программа предоставляет почти все функции, которые необходимы для обработки RAW изображения.

Оставьте свой комментарий!

Съемка в RAW является одним из лучших способов иметь полный контроль над изображениями в пост-обработке.

Файл RAW - есть образ, видимый глазами сенсора камеры. Думайте о нём, как необработанной фотоплёнке. Вместо того чтобы разрешить фотокамере переконвертировать изображение для вас, превратив его в изображение JPEG, съемка в RAW позволяет обрабатывать изображение по своему вкусу.


Применение корректив в RAW - неразрушающий метод редактирования фотографий, в отличие от редактирования JPEG.

Хотите лучшего из обоих форматов? Некоторые цифровые камеры позволяют снимать в режиме RAW + JPEG, захватив необработанный снимок одновременно с преобразованием изображения в JPEG для легкого использования.

Что для этого нужно.

  • Цифровая фото-камера, которая может снимать RAW.
  • Программное обеспечение обработки изображений, такое как Adobe Lightroom, Photoshop или программное обеспечение, поставляемое с камерой.
Помните, что не все файлы RAW создаются одинаково, так как различные производители, скорее всего, используют собственные форматы файлов. Например, Nikon использует расширение NEF, Canon использует CR2, а Sony использует ARW. Pentax обычно использует более открытый формат DNG.

Если у вас нет доступа к программному обеспечению для редактирования RAW, есть также несколько веб-инструментов, которые могут помочь вам, такие как WebRaw и Pics.io.

В целях этой статьи мы будем использовать Adobe Camera Raw и Photoshop CC, но принципы должны быть очень похожи вне зависимости от того, какую версию программы вы используете.

Основные корректировки.

Когда вы откроете изображение RAW в Photoshop, Adobe Camera Raw запускается автоматически. Окно будет выглядеть примерно так:



Отсюда, вы можете настроить такие величины, как экспозиция и температура. Переместите ползунок экспозиции для имитации эффекта её регулирования в камере. Результаты будут автоматически отражаться на изображении.

Обратите внимание, что при настройке большинства из этих параметров, гистограмма также изменяется.

Восстановление деталей.

Одна из наиболее важных причин для съемки в RAW - возможность восстановить детали изображения в случае, если что-то пойдёт не так. Испортилась экспозиция таким образом, что засветились отдельные части изображения? Вы, скорее всего, сможете вернуть некоторые из этих деталей назад, благодаря файлу RAW.

В приведенном ниже примере, вы можете видеть из гистограммы, что на небе находятся засвеченные участки. Если вам нужна помощь в чтении вашей гистограммы, немного вам поможет.



Слайдер восстановления является здесь ключевым; перемещение его левее - вернёт детали, которые были потеряны из-за бликов и засветки. Дополнительные детали изображения также можно восстановить с помощью ползунка экспозиции.

Этот же самый процесс может быть использован, чтобы вернуть затенённые детали в недоэкспонированных областях.



Чтобы восстановить детали в тени, используйте ту же технику, как и для восстановления засвеченных. Просто перемещайте ползунок до тех пор, пока не увидите деталь снова.


Баланс белого.

Вместо того, чтобы устанавливать значение баланса белого в камере, когда вы снимаете RAW можно выставить любое значение баланса белого, а затем настроить его в пост-обработке. Из интерфейса Camera Raw, выберите опцию из выпадающего меню, которая наилучшим образом соответствует вашим потребностям.

Существует еще один инструмент, доступный в Camera Raw, который обеспечивает настройку баланса белого - пипетка баланса белого. В верхней части окна, просто выберите инструмент баланса белого и нажмите на части изображения, которая должна быть идеально белой. Затем, Camera Raw автоматически отрегулирует цветовую температуру, чтобы сделать этот компонент истинно белым. Это происходит точно так же, как при ручном чтении баланса белого в камере.

Акцентирование внимания на изображении.

Приведённые выше ситуации были в основном примером работы с изображениями с довольно очевидными ошибками. Иногда, не может быть ничего плохого на всём вашем изображении, но бывает, что оно выглядит немного скучно. Вот как сделать акцент несколькими простыми настройками в RAW.

Ниже показано изображение, снятое при замеренной экспозиции камеры. Оно выглядит нормально, но можно приложить немного усилий, чтобы сделать его выглядящим чуть лучше.



Во-первых, давайте немного украсим детали путем увеличения выдержки. Кроме того, я немного увеличил контраст.



Изображение всё ещё выглядит немного прохладно, так что я собираюсь изменить опцию баланса белого, чтобы слегка "нагреть" изображение. Для ситуаций вне помещении, предустановка мутного белого баланса добавляет больше тепла на сцену. Кроме того, можно достичь аналогичного эффекта, перемещая ползунок регулировки температуры. Я также воспользовался этой возможностью, чтобы увеличить величину белого и восстановить некоторые из засвеченных моментов на стене, снижая ползунок подсветки.

Наконец, чтобы действительно сделать акцент на деталях, подвинем ползунок ясности (clarity) немного вправо. Инструмент "ясность" ищет края и определяет контрастность средних тонов. Используйте его осторожно, для достижения наилучших результатов.



Вот сравнение изображения до и после обработки, чтобы дать вам представление о том, как вы можете сделать акцент на деталях в RAW-изображении:



Как только вы применили некоторые основные настройки, нажмите "Открыть изображение", войдите в Photoshop и продолжите редактирование, сколько пожелаете.

Работа с RAW файлами

Аннотация

В данной курсовой работе будет изучены формат RAW и особенности работы с файлами в этом формате. Изучение данного формата подразумевает под собой:

1 Процесс получения фотографий;

2 Обзор программных продуктов;

Коррекция фотографий;


Среди множества способов создания различных графических объектов интересно фотографирование. Появившись в конце 19 века, в наше время представляет огромный интерес для многих людей, так как не только является способом запечатлеть событие, человека, но и выполняет эстетическую функцию. Фотография прошла большой путь развития, и на данном этапе, ввиду развития компьютерной техники, появления емких, удобных и долговечных хранилищ информации, "пленку" все чаще заменяет цифровой фотоаппарат. Здесь есть несколько форматов хранения данных:

1.JPEG – самый популярный. Используется алгоритм сжатия путем удаления цветовых каналов, которые не способен воспринимать глаз человека. Имеется возможность сохранять метаданные (выдержка, размер диафрагмы, модель фотоаппарата и пр.). Применяется в любительской фотосъемке;

2.TIFF - используется алгоритм сжатия без потерь, в результате фотографии имеют большой размер файла. Применяется в полиграфии;

3.RAW – сжатие не используется. Сохраняется большое количество информации о файле. Применяется в профессиональной фотосъемке.

1. Преимущества формата RAW

Наибольший интерес сегодня представляет формат RAW. Ввиду того, что в файл сохраняется только слепок данных, полученных с фотосенсоров, этот файл имеет небольшой размер, дает возможность влиять на параметры интерполяции, позволяет изменять контраст, насыщенность, баланс белого, резкость и экспозицию фотографии до того, как изображение будет сгенерировано и, следовательно, таким образом, удастся избежать потерь в качестве. Поэтому такие файлы иногда называют цифровыми "негативами".

Технология

Рассмотрим подробнее процесс получения фотографий.

Фотосенсор, или светочувствительная матрица - специализированная интегральная микросхема, объединяющая упорядоченный массив светочувствительных элементов и электронную схему оцифровки либо развёртки. Преобразует оптическое изображение в электрическое и считывает электрический сигнал. При попадании определенного количества света на каждый светочувствительный элемент, состоящий из поликремния, происходит внутренний фотоэффект. На электроды подается положительное напряжение и образуется потенциальная яма, куда устремляются электроны из валентной зоны, получившие заряд энергии от фотонов. В этой потенциальной яме собираются электроны. В результате интенсивность светового потока в течении экспозиции выражается в виде заряда каждого пикселя. Для получения цветного изображения каждая ячейка матрицы покрыта светофильтром красного, зеленого или синего цвета. Это называется фильтром Байера, изображенный на рис.1:

Рисунок 1


Зеленых фильтров в данном шаблоне больше в силу особенностей зрения человека, которое более чувствительно к зеленой части спектра. Так каждая ячейка матриц воспринимает только 1/3 часть видимого спектра. Остальные 2/3 определяются процессором фотоаппарата, в зависимости от цвета соседних ячеек. Этот процесс называется интерполяцией. Если требуется получить изображение в формате RAW, то процесс интерполяции пропускается, и данные с матрицы записываются на постоянное записывающее устройство.

Программные средства

Для интерполирования полученных фотографий в этом формате требуются специальные плагины. Для фотоаппаратов разных производителей используются разные программы:

Capture One DSLR

RAW-конвертер датской компании PhaseOne. Признанный лидер в мире цифровой фотографии. Уникальный алгоритм интерполяции позволяет получать удивительное качество. Тщательно продуманный интерфейс и возможность пакетной обработки.

Adobe RAW plug-in

Плагин для Photoshop от компании Adobe. Входит в состав Photoshop CS2. Удобный интерфейс и поддержка большого количества камер разных производителей. Успешно справляется с большинством задач по обработке RAW файлов.

Kodak Photo Desk

RAW-конвертер компании Kodak. Поддерживает камеры только этой компании. Развитый интерфейс, вывод линейных файлов. Существует в версиях для Макинтош и Windows.

RAW-конвертер компании Nikon. Поддерживает камеры только этой компании. Развитый интерфейс, подавление "шума", удобная настройка баланса белого. Не поддерживает вывод линейных файлов.

Canon File Viewer Utility

RAW-конвертер компании Canon. Поддерживает камеры только этой компании. Слегка запутанный интерфейс, пакетная обработка, поддержка профайлов. Существует в версиях для Макинтош и Windows.

Программа для печати созданная Майком Чени (Mike Chaney) поддерживает интерполяцию RAW-файлов для некоторых камер Nikon и Olympus. Пакетная обработка, поддержка профайлов, удобные функции печати. Существует в версии только для Windows.

Один из лучших независимых RAW-конвертеров для камер Nikon, Kodak и Olympus. Отображение изменений, пакетная обработка, поддержка профайлов. Версии для Макинтош и Windows. Обрабатывает файлы на порядок быстрее, чем Nikon Capture.

Программа для просмотра изображений. Поддерживает работу с RAW файлами на основе Canon SDK. Более дружелюбный интерфейс. Пакетная обработка, восстановление светлых тонов. Существует в версии только для Windows.

RawWorkflow.com

Сайт представляет информацию о программных продуктах для конвертации и обработки снимков в RAW-форматах и управлению цветом.

В Unix-подобных операционных системах для работы с RAW используется графический редактор GIMP с использованием специального расширения, например:

RawPhoto GIMP-2.0 plug-in

2. Виды недостатков цифровых фотографий и способы их исправления

Благодаря тому, что процесс интерполяции осуществляется под контролем человека, имеется возможность отредактировать полученную фотографию, исправляя неправильно выбранные настройки в процессе фотографирования.

Используя этот формат, можно задействовать 8, 12, 16 бит для каждой ячейки, несущей цвет, увеличивая этим количество оттенков, которым может обладать пиксел. Таким образом, фотография даже при очень сильном увеличении имеет "гладкое" изображение.

При фотографировании како-либо текстуры, представляющую из себя растр, близкий по размеру к растру матрицы фотоаппарата, появляется муар - биение растров образующее зоны усиления и ослабления яркости, которые сливаются в линии и текстуры, которых нет на объекте съемки. Изображен на рис.2.

Рисунок 2

Применение в цифровом фотоаппарате шаблона Байера также может быть причиной муара. Для подавления этого эффекта существуют различные алгоритмы, которые также применяются в программных средствах для обработки RAW файлов.

Помимо этого, применяется наложение "антиалиасного фильтра" на фоточувствительную матрицу поверх шаблона Байера. Но у всех этих методов существуют недостатки: при применении программных средств для борьбы с муаром происходит потеря некоторых элементов фотографии; применение "антиалиасного фильтра" вызывает потерю резкости.

Также имеется возможность редактирование неверно определенного цветового баланса (баланса белого).

При съемке цифровым фотоаппаратом часто на кадрах можно обнаружить цифровой шум – нелинейная структура изображения, проявляющаяся в виде маленьких светлых, темных или цветных точек. Чаще всего появляется при повышении светочувствительности, либо при съемке на длинных выдержках. Шум может подавляться использованием специальных фильтров, что имеет побочные эффекты: снижение насыщенности, потеря оттенков. Количество шумов подавляется в процессе обработки фотографии RAW-конвертором.

a. Алгоритм корректирования фотографий в формате RAW

Перечислив основные параметры, которые необходимо отредактировать в процессе получения результата, представляющего собой готовую фотографию, следует создать алгоритм обработки фотографий в формате RAW для обеспечения удобства работы.

1. Настроить цветовой баланс, если это поддерживает конвертор.

2. Преобразование RAW-файла (линейное/нелинейное): на этом этапе возможно использование таких RAW-конверторов, как Capture One DSLR, Bibble, Qimage Pro, YarcPlus, BreezeBrowser, Nikon Capture, Canon File Viewer Utility, Kodak Photo Desk и Adobe RAW Plug-in.

3. Перевод в нужное цветовое пространство.

4. Удаление цифрового "шума": здесь возможно применение таких специальных плагинов для Photoshop, как Power Retouche Noise Corrector, NeatImage, Dfine, и другие.

5. Удаление муара. Выполняется в Photoshop.

6. Улучшение контраста: работа с Уровнями и Кривыми в Photoshop.

7. Улучшение насыщенности: работа с Кривыми.

8. Выборочная цветовая коррекция.

9. Ретушь.

10. Коррекция искажений перспективы (при съемке широкоугольным объективом или фишайем): возможно использование таких плагинов для Photoshop, как ImageAlign, PanoTools и PowerRetouche Lens Corrector;

11. Усиление резкости: возможно использование фильтра Нерезкая Маска или специализированных плагинов: nik Sharpener, FocalBlade, PowerRetouche Sharpening, Smart X Sharpening.

3. Обзор различных программных средств обработки фотографий в формате RAW

RAW-конвертер датской компании PhaseOne. Признанный лидер в мире цифровой фотографии. Уникальный алгоритм интерполяции позволяет получать удивительное качество. Тщательно продуманный интерфейс и возможность пакетной обработки. (Рис.3)

В этой программе содержатся средства коррекции цветового баланса, экспозиции, фокусировки, контраста и насыщенности.

Так же здесь располагается информация, если к компьютеру подключен фотоаппарат, о чувствительности матрицы во время съемки данного кадра, статус подключения и прочая информация, передаваемая фотоаппаратом программе.

Во времена самостоятельной проявки пленок приходилось пользоваться не одним проявителем. У кого-то было несколько любимых рецептов, большинство обходилось одним-двумя, меняя режимы проявки и добиваясь необходимых результатов. Цифровые камеры достаточно высокого уровня не ограничивают фотографа «встроенной проявкой» в JPEG или TIFF, а предоставляют ему возможность самому производить преобразования «сырых» RAW файлов в требуемый формат. Опыт показывает, что ситуация с несколькими «проявителями» повторяется и здесь. (По крайней мере, двумя различными программами автору приходится пользоваться постоянно, в зависимости от сюжета и поставленной задачи.)

Что представляет собой RAW файл? Это набор чисел, полученных «оцифровкой» электрических сигналов с чувствительных ячеек матрицы. Ячейка регистрирует только свет, и если она прикрыта цветным фильтром, то только свет, пропускаемый им. Задачи программного обеспечения, преобразующего RAW в привычный графический файл:
1) сопоставить конкретному числу файла в соответствии с его местом и, следовательно, местом ячейки на матрице и установленным на нее фильтром, один из «цветов» ;
2) произвести интерполяцию цветовых компонентов так, чтобы каждая ячейка представлялась не одним числом ее действительного «цвета», а тремя, составляющими привычный формат представления цвета, например RGB;
3) по метаданным съемочных настроек камеры произвести коррекцию изображения для верного представления цвета (баланс белого ), яркости/контраста (экспозиции ), локального контраста (резкости );
4) в соответствии со стандартом представления общепринятого графического файла перекодировать данные, учитывая: нелинейность передачи сигнала в выходном файле - гамму , цветовое пространство выходного файла, разрядность представления данных в выходном файле, сжатие в соответстствии с алгоритмом сжатия выходного файла.

RAW файл аппаратно зависим. Программа преобразования должна располагать информацией о том, как пересчитать яркость ячейки в цвет выходного цветового пространства и должна знать в каких условиях производилась съемка (метаданные о съемочных настройках камеры). Фактически нужно иметь либо «прописанные» характеристики фильтров на матрице, либо профили камеры. Не имея этой информации можно получать лишь очень условную передачу цвета.

Цифровые камеры Canon EOS сейчас комплектуются двумя инструментами для работы с RAW файлами: модулем RAW Image Task для программы ZoomBrowser EX и отдельной программой . Как следует из названия, вторая программа более «профессиональна». В виде «обновления» (Digital Photo Professional 1.6.1 Updater, 11,7 МБ) ее можно свободно взять на и , если у вас ее нет в комплекте. Далее речь пойдет о версии Digital Photo Professional 1.6.1 из комплекта камеры Canon EOS 350D (о ней мы писали , поэтому статью можно рассматривать как продолжение). Как указано на сайте, программа устанавливается поверх любой из программ: File Viewer Utility 1.1 - 1.3, EOS Viewer Utility 1.0 - 1.2, Digital Photo Professional 1.0/1.1/1.5/1.6.0, RAW Image Task 1.2/2.0. Так что ее можно считать распространяемой свободно.

Функции:

Главное окно

Главное окно программы содержит окно выбора файла, строку меню и панель инструментов, окно, в котором отображаются файлы с информацией о них или миниатюры снимков (в зависимости от настройки меню «View»). Программа отображает EXIF данные не только камер Canon, но и других (с некоторыми ограничениями). Так, например, для JPEG файла с камеры Nikon D70 информация об установке светочувствительности не выводится. Программа не поддерживает и не отображает в окне предварительного просмотра не только чужие RAW, но некоторые «свои» CRW файлы (Canon S70, например).


В режиме просмотра миниатюр основная информация о файле выводится в виде пиктограмм на полях миниатюры и в информационных полях программы. В данном случае по пиктограммам можно узнать следующее: RAW файл уже был обработан (настройка баланса белого «облака», скадрирован и отретуширован инструментом «штамп») и имеет «рецепт» (информационная строка «Recipe data: Yes»).


Кнопки панели инструментов главного окна:



Строка меню:



Строка меню содержит привычные команды работы с файлами с учетом особенностей RAW - работы с рецептами. Подпункты «Adjustment» и «Tools» повторяют функции коррекции и кадрирования, доступные посредством кнопок панели инструментов. Пункт меню «Bookmark», позволяет задать папки, с которыми часто приходится работать, чтобы оперативно в них переключаться.

В концепции RAW файла не предусмотрено изменение данных (собственно изображения). Сделанная коррекция описывается в виде ограниченного набора параметров, которые могут быть применены к этому или даже другому файлу. Набор сделанных настроек - рецепт может храниться отдельно и переноситься на другую машину в виде отдельного файла («.xmp» Adobe или «.vrd» Canon). «RAW настройки» файлов еще могут храниться в базе самой программы (и тогда при переносе RAW файла на другой компьютер теряются) или записываются в заголовок самого RAW. DPP, в случае если явно не создается рецепт, записывает рецепт в RAW файл. И на компьютере, на котором производилось редактирование и на другом компьютере, файл может быть «восстановлен» до «съемочных настроек»:

А вот в Adobe Photoshop - нет, и обработанный RAW файл со встроенным DPP рецептом отображается в этой программе (Adobe RAW) как будто он не корректировался вовсе.

Работа с программой

Прежде чем приступать к работе с RAW или JPEG/TIFF файлами нужно настроить программу в разделе меню «Tools-Preferences». В подменю General Settings важно выбрать уровень качества обработки файлов - от «приоритета качества» - до «приоритета скорости». «Приоритет качества» требует и существенно большего времени на обработку. В руководстве программы указано, что в этом случае файл обрабатывается специальными фильтрами. В разделе «Tool palette» важно выбрать начальный режим обработки файлов («RGB R G B» режим эффективен для тех случаев, когда нужна «сильная» коррекция и вы предпочитаете работать с отдельными каналами, «Luminance R G B» предпочтительнее, если нужна лишь небольшая коррекция RAW файла) и тип кривой коррекции RGB (кривая или ломаная линия). Чтобы некоторые из настроек стали активными, требуется перезапуск программы. В подменю «управление цветом» нужно выбрать рабочее пространство преобразования файла (самое широкое Wide Gamut RGB позволяет охватить больший диапазон цветов, чем sRGB или AdobeRGB), методы преобразования (Rendering intents) и установки управления цветом для согласования с дисплеем и принтером (для печати из программы Canon DPP). Чтобы цветовой профиль рабочего пространства был записан в файл при конвертировании, нужно при сохранении файла включить опцию записи «Embed ICC profile in image».

Конвертирование RAW файла в JPEG/TIFF без редактирования и пакетное конвертирование

Если не требуется очень тонкая обработка файлов или нужно быстро преобразовать RAW файлы в JPEG/TIFF лишь немного или грубо скорректировав баланс белого или яркость, то это можно сделать прямо в главном окне программы. Сначала с помощью инструментов «баланс белого» и «пипетка белого», «яркость» нужно по миниатюре(!) настроить изображения. Затем выделить их и либо выбрать опцию «конвертировать» подменю «File», либо нажать кнопку пакетной обработки «Batch process». Выделенные файлы будут перечислены в окне пакетной обработки. Сделав необходимые установки конвертирования (формат, качество для JPEG, степень повышения резкости, профиль, изменение размера, именование, приложение в котором следует открыть файл после его создания или папку, в которую сохранить) нажимаете на кнопку «выполнить» и ждете, когда в папке появятся требуемые изображения или файлы будут открыты, выбранным графическим редактором.

Коррекция и ретушь RAW файлов

Более тонкая настройка и ретушь RAW файлов выполняется в окне редактирования «Edit Image Window». Оно вызывается либо двойным щелчком по выбранному файлу, либо с помощью кнопки «Edit Image Window». Изображение можно редактировать как с помощью инструментов «RAW image adjustment», так и с помощью инструментов «RGB image adjustment».


Инcтрументы коррекции окна «RAW image adjustment»: настройка яркости, баланса белого, тоновой кривой и интерполяции цвета. Для примера изображение выведено с линейной тоновой кривой. Такие «черные» и есть на самом деле исходные файлы цифровых камер без гамма коррекции.



Инструменты настройки баланса белого: стандартные установки, цветовая температура, тонкая наcтройка оттенка с помощью пипетки и цветового круга. Настройку баланса белого можно «зарегистрировать» (есть три регистра для хранения настроек) и применять для других файлов.



Настройка кривой тонопередачи производится либо по средней точке с помощью движка «Tone curve - custom», либо по краям диапазона (как на иллюстрации). В окне редактирования может отображаться как файл «до/после» редактирования так и оба вида одновременно.



Отображение снимка до и после обработки может совмещаться и на одном изображении.



Инструменты «RGB image adjustment»: «поканальная коррекция» с помощью кривых и пипетки «неитрального» цвета, «яркость», «контраст», «оттенок» и «насыщенность». Кривая коррекция может быть плавной или ломаной.



Инструменты редактирования изображений кадрирование и штамп позволяют без дополнительных графических редакторов получать «готовый» продукт. В данном случае инструмент «штамп» использовался для того, чтобы «удалить» пылинку с матрицы. Место, откуда берется экземпляр для ретуши может перемещаться синхронно за курсором или быть фиксированным. Для полноты не хватает только инструментов исправления геометрических искажений (перспектива, дисторсия) и хроматических аберраций.

Влияние параметров «качество-скорость преобразования», «воспроизведения цвета» и «повышение резкости» на результат

Воспроизведения цвета «shot settings» и «faithfull settings» :

Повышение резкости . При конвертировании RAW файла в TIFF или JPEG резкость может быть повышена (6 уровней - «0»-«5»). К сожалению, визуально оценить эффект можно только после преобразования. Возможно, прежде чем получится удовлетворительный результат, придется сделать несколько попыток.
Фрагменты 1:1 файлов с разным уровнем повышения резкости при преобразовании RAW в TIFF:

Не трудно заметить, что «высокому качеству» преобразования (напомним, что это параметр настраивается в подменю «Tools-Preferences») вместе с более гладкими и четкими («не бархатистыми») контурами (мелкие буквы) свойственно и появление цветной каймы вокруг контрастных деталей (голубая кайма вокруг белых букв «hart» на черном фоне). Для некоторых задач настройка «скорость» не только быстрее, но и лучше.Почему одного редактора мало?

Одного редактора, как и одного проявителя на все случаи, наверное, не существует. Что-то удобнее делать в одном, что-то в другом. Возможно (но не обязательно), добиться почти идеального результата удастся в любом, но ценой больших усилий и времени. Лучше подобрать другой редактор, в котором конкретная задача решается проще.

Как уже отмечалось, фильтры повышения качества DPP могут привести к появлению цветных ореолов вокруг контрастных деталей. Выбор приоритета скорости и отключение этих фильтров (ценой уменьшения контурной четкости и плавности контуров) исправляет ситуацию. Это, пожалуй, единственный серьезный недостаток программы.

Обычно «проблемой» для любого преобразования, в том числе RAW, является зона переэкспонированных деталей изображения, бликов, источников света в кадре. Там где сигнал с каждой ячейки максимальный - все получается белым. Но на «границе» блика некоторые ячейки уже начинают «видеть» детали, а некоторые еще пересвечены. В зависимости от выбранного алгоритма «восстановления» деталей в светах получаются разные результаты. Причем заранее нельзя сказать, что лучше для конкретного сюжета - оставить изображение как есть (что приводит к появлению одноцветных разводов вокруг блика) или «обнулить» цвет и сделать блики и ореолы монохромными. И тот и другой методы могут в конкретной ситуации дать более естественно воспринимаемый результат. Обычно, явно метод воспроизведения бликов в редакторе не настраивается (как, например, метод воспроизведения цвета «shot settings» или «faithfull settings»). О программах с явным заданием параметра Clip Saturated pixels можно почитать .

На примере «восстановления» переэкспонированной фотографии посмотрим, как справляются с этой задачей разные редакторы. Преобразуем один и тот же RAW файл с помощью RAW конвертор Adobe Photoshop CS2 , RAW Image Task программы Canon ZoomBrowser EX и Canon DPP. Все преобразования производились из RAW в файл TIFF 16 бит, настройка качества «наилучшее», настройка баланса белого с помощью пипетки по третьему (слева) серому полю шкалы Macbeth. Затем снимки масштабировались и преобразовывались в JPEG (sRGB, для WEB) в Adobe Photoshop.

Исходный переэкспонированный кадр

Можно было бы сказать, что чем сложнее программа, тем хуже получается результат. DPP без дополнительного повышения резкости и с фильтрами улучшения качества и Adobe RAW «со стремлением» найти цвет в бликах (что привело к окрашиванию самого светлого поля мишени Macbeth в желтый) проигрывают быстрой и простой RAW Image Task. В этом нет ничего странного и ситуация с проявкой повторяется - для «стандартного» кадра лучше (в смысле быстрее и эффективнее) подходит «стандартный» проявитель, но если нужно что-то особенное, без альтернативных рецептов не обойтись. А там и свои тонкости температурного режима, и свои особенности перемешивания. И все это нужно осваивать.