Теплый ламповый звук lurkmore. Ламповый звук. Научное обоснование и критика

О чём будет моя «авторская колонка»? Да обо всём, имеющем отношение, пусть и опосредованное, к миру аудио. Слово «аудиофил», вынесенное в название колонки, на просторах Российской Федерации получило явно ругательный оттенок. Так сказать, сразу относит обладателя такого «звания» к некоему меньшинству. Лично я предпочитаю применительно к себе использовать понятие «меломан», но это не спасает от периодических перекосов в аудиофилию. Так что, надеюсь, мы поговорим и о форумных небожителях, и о прогреве межблочных кабелей, и про смысл аудиофилии как явления – возможно, с привлечением экспертов (разумеется, с мировым именем, и никак не меньше) по этим вопросам.

Начнём же серию разоблачающих материалов с типично «аудиофильской» темы, а именно – с навязшего в зубах термина «тёплый ламповый звук», благо деньки нынче жаркие. Почему звук – я думаю, вопросов не вызывает. А вот почему он тёплый, а тем более – ламповый, понимают далеко не все. Также недоумению по поводу тёплого и (конечно же) лампового звука способствуют немалые ценники на аппаратуру со светящимися лампочками.

Я не претендую на всю полноту охвата данного вопроса, но надеюсь, что читатели почерпнут из материала хотя бы немного интересной информации.

Давайте для начала обратимся к области, напрямую связанной с музыкой, а именно, к её записи. Для музыкантов не секрет, что благодаря различным «ламповым» примочкам можно получить крайне интересные эффекты при перегрузке этих самых примочек. Но на конечном этапе лампу едва ли поставят – благо в последнее время (где-то лет 20) сводится запись на абсолютно бездушных компьютерах и по дороге прогоняется через не менее пресно звучащие микшерные пульты.

Таким образом, лампы используются при записи музыки для внесения неких «приятных» искажений. Запомним этот факт.

Однако записанную музыку надо как-то воспроизводить. Оставим вопросы цифро-аналогового преобразования за рамками данного материала, хотя надо отметить, что на выходе некоторых ЦАПов (например, MHDT Havana) используются лампы. Посмотрим на усилители со светящимися лампочками. Например, Woo Audio WES за 5 тысяч долларов США.

Несомненно, это отличный усилитель. Огромное количество позитивных отзывов не позволяет в этом усомниться, и я не буду играть в «срывателя покровов», просто порекомендую посмотреть на картинку. На мой взгляд, красивая штукенция. К слову, разъёмы на нём предназначены для наушников Stax и Sennheiser Orpheus, которые стоят сравнимых и больших денег. Также можно докупить к этому чуду инженерной мысли различные апгрейды, например, правильные конденсаторы (1280 долларов) и лампы 50-летней выдержки (4 штуки за 520 долларов, гарантия год).

Зачем всё это нужно, а главное, каким образом находятся такие чудесные лампы, которые должны хорошо звучать и при этом стоить как неплохой mp3-плеер? В статье про усилитель GAME card я писал, что движение меломана по сути не имеет конца – всегда можно что-то поменять в своей системе, а благодаря широкому выбору комплектующих и в нижнем, и в среднем, и в высоком, и в «за что вообще столько денег» сегментах – ассортимент весьма широк.

Надеюсь, внимательный читатель следит за моей мыслью. Так вот, то, что лампы вносят искажения, и это используется в процессе записи – очевидный факт. Также сравнимые по стоимости программные и аппаратные решения на транзисторах не дают такого окраса.

Теперь давайте объединим всё вышесказанное. Если в записи уже может присутствовать теплота и ламповость, стоит ли дополнительно искажать звучание? На первый взгляд – определённо нет, ведь широко известно, что т.н. «аудиофилы» стремятся не к более сильному искажению, а наоборот, к более высокой верности (high fidelity, отсюда и пошло известное и опошлённое маркетологами сокращение hi-fi). Но не будем лукавить – не может быть на рынке столько различных устройств, каждое из которых обеспечивает наилучшее качество звука. Да, тут возможны различные обсуждения, что именно считать «лучшим» качеством, а что наоборот – более сильным приукрашиванием. Во главу угла зачастую ставится эмоциональный аспект, а именно, чтобы с любовью подобранная связка аудиокомпонентов приносила радость и позитивные вибрации при прослушивании любимой музыки. Если не углубляться в замену межблочных проводов, модификацию наушников и акустики, правильную фазировку вилки, кондиционеры питания – то проще всего поменять именно усилитель или его компоненты.

Да, можно ещё поменять наушники (или колонки). Вопрос – а зачем это делать, если звучание в целом устраивает, но текущий звуковой почерк несколько наскучил? Так сказать, можно разукрасить жизнь новыми красками. Конечно, скажет пытливый читатель, можно использовать VST-плагины, которые программным путём «разукрасят» звук хоть в серо-буро-малиновый цвет. Но что делать людям, которые не хотят использовать компьютер в качестве основного источника и по старинке покупают лицензионные диски, слушая их на недешёвых аудиопроигрывателях (например, Accuphase DP-510 за 6 тысяч долларов США)? Да и не будем забывать, что лампа – это аналоговый элемент, сэмулировать который программным путём сложновато и не слишком перспективно.


Но даже если до покупки качественного источника звука вы ещё «не созрели», то всегда можно подключить усилитель к ноутбуку или встроенной звуковой карте. Какие-то особенные наушники не потребуются, подойдут и недорогие «фишеры», и какие-нибудь «зеннхайзеры».

Так что остаётся подобрать ламповый усилитель и правильный набор ламп к нему, благо некоторые модели позволяют заменить их без особого труда. Скажем, недорогой (всего 200 долларов) Laconic HA-06 вполне подойдёт для экспериментов:


Кстати говоря, это российская разработка, которая продвигается и на западном рынке, вроде бы, с определённым успехом, и это радует.

Да, все эти усилители дают искажения в звуке. Давайте отвлечёмся. Есть такая замечательная наука под названием «психоакустика», задачи которой, в том числе, заключаются и в создании всё более и более совершенных алгоритмов маскировки артефактов в сжатых записях. Проще говоря, постепенно стирается отличие между MP3-подобными записями и CD. Да, теперь записи, про которые когда-то писали, что они по качеству соответствуют CD, воспринимаются уже не так хорошо. А современные кодеки, скажем, AAC, уже не позволяют всё большему и большему числу респондентов отличить CD от MP3 в слепых тестах. И вот тут приходит на помощь уже психологический фактор, неоднократно читал и наблюдал на своём опыте, что длительное прослушивание MP3 утомляет больше, чем прослушивание CD. Хотя, повторюсь, при мимолётном сравнении разницу можно и не уловить.

Как думаете, может такое быть и с «холодным транзисторным» звуком? Почему нет? Но на помощь апологетам «цифры» приходит простой довод – мол, лампа «мажет звук». Против этого не поспоришь, транзистор «шустрее». Однако правильно подбирая усилитель, можно «подкрасить» звук, при этом не сильно теряя в динамике. Дорогие модели практически полностью избавлены от недуга «тягучего» звука. Скажем, у автора этой статьи была возможность сравнить ламповый и транзисторный усилитель фирмы STAX. Да, «лампа» играет чуть менее «быстро», но в сочетании с «быстрыми» наушниками STAX этого практически не замечаешь. Потому каких-то предубеждений относительно «тёплого лампового звука» у меня нет, каждый подбирает звук, который хочет получить, и делает это так, как хочет делать.

Конечно же, не стоит забывать про возможный эффект плацебо. Уверовать в то, что изменения есть, особенно если они заметны лишь на большом промежутке времени, не так сложно. Но иногда приятнее видеть у себя перед носом морковку и плестись за ней, нежели быть пинаемым сапогом и двигаться в нужном направлении. Так что мечты о «правильном» звуке, вероятно, помогают многим людям как-то отвлечься от жизненных неурядиц и погрузиться в иллюзорный мир. А что, разве все сто процентов населения земного шара не делают подобного?

Также хотелось бы добавить, что в своих материалах на тонкие нюансы, а также на такие детали, в которых я не уверен, внимания читателя я не акцентирую. Важны, на мой взгляд, те моменты, которые слышны практически сразу. Какие-то детали всплывают при длительном прослушивании и формируют финальную оценку, но выслушивать, скажем, результаты прогрева я не рискну – слишком большой промежуток между прослушиваниями, легко ошибиться в оценке.

Так что не волнуйтесь, тонкими материями свои статьи я перегружать не буду. Что касается «тёплого лампового звука» - это далеко не то страшилище, которым его малюют на различных сайтах. Но покупать какой-то собранный на коленке «ламповик» лохматого года выпуска и делать по нему выводы обо всех изделиях с лампами внутри я бы не советовал. Испортите себе всё впечатление. Это - игрушки для тех, кто знает, зачем в них играть.

Напоследок отмечу, что впервые в конце статьи я добавляю адрес своей электронной почты и twitter – пишите, что бы вам хотелось прочитать в дальнейших выпусках. Надеюсь, в таком «живом» формате общение будет продуктивным.

Илья Тараканов (

Как-то случайно обратил внимание, что 90% статей на хабре с тегом «теплый ламповый» рассказывают о чем угодно, но только не о ламповой технике. В то же время, немногие публикации о ламповых устройствах собирают множество лайков восхищенных комментариев.

Я уже не помню как и когда в моей голове поселилась эта странная идея - собрать ламповый усилитель. Зачем тоже не совсем понятно - меломаном я не являюсь, домашними кинотеатрами давно и быстро переболел, на память об этом времени остались напольные колонки Wharfedale Diamond 8.4, последние годы использовавшиеся исключительно как декоративная подставка для цветов. Как бы то ни было, мысль настолько глубоко поселилась в моей голове, что началось неспешное изучение профильных ресурсов, чтение форумов, поиск схем ламповых усилителей «для чайников» и т.д. и т.п. Отсутствие какого-либо опыта общения с ламповой техникой (самый современный гаджет, который я помню - это ч/б телевизор в студенческой общаге в начале 90-х годов прошлого века) отпугивало и привлекало одновременно.

Вялотекущий поиск мог продолжаться бесконечно долго, если бы однажды не был обнаружен замечательный ресурс - http://tubelab.com/ . Свой выбор остановил на однотактном усилителе Tube Lab Simple Single End (SSE) , идеально соответствующем моим интересам, а именно: простой усилитель для начинающих с минимумом компонентов, отсутвием каких либо регулировок, при этом достаточно универсальный и, судя по отзывам, прекрасно себя зарекомендовавший. Заказ платы был сделан на сайте (отправляется куда угодно кроме России и Италии), оплата через Paypal, короткая переписка с разработчиком, достаточно быстрая доставка двух плат (Кроме SSE была также заказана плата для продвинутой версии Tublab SE - так сказать «на вырост»). Комплектующие решено было заказывать через e-bay, не быстро, но надежно и недорого - сроки доставки компенсировались удобством (получение на почте, неторопливый поиск сидя за компьютером). Процесс занял достаточно долгое время, но я особенно не торопился (с момента заказа плат до момента успешного включения прошло почти 2 года).


Первые полученные комплектующие

Описывать процесс сборки платы усилителя не имеет смысла, подробные инструкции с картинками есть на сайте проекта . Особо порадовал дисклаймер отказ от ответственности

We are not responsible for injury, accidents, acts of random stupidity, burning your house down, exploding parts, and other undesired actions (all of which are possible) resulting from the use of ANY information contained herein.

Перевод

Мы не несем ответственности за увечья, инциденты, акты случайного помешательства, сожженные дома, взорванные комплектующие и другие нежелательные последствия (все из которых возможны) в результате использования информации содержащейся на сайте

Некоторые рекомендации, полученные в процессе изучения материалов.
  • Никогда не устанавливайте электролиты «до упора», между ними и платой должен быть небольшой зазор. Дело в том, что при пайке ножка нагревается и удлиняется, а остывая укорачивается, и, при плотной посадке, может просто отвалиться от обкладки. Учитывая, что в ламповом усилителе процесс нагревания-остывания происходит регулярно, на этот момент стоит обратить внимание.
  • Шасси выходных и силового трансформаторов располагать перпендикулярно для уменьшения взаимного влияния.
  • Входные аудио разъемы изолировать от шасси, дабы исключить возможность появления «земляных петель» в сигнальных линиях. Если провод экранированный - то экран заземлять только с одной стороны.
  • Заказывать комплектующие с запасом, дабы избежать задержек на логистику и сэкономить на доставке.
  • И самое главное - осторожнее с покупками комплектующих на ebay (об этом немного позднее).
Одной из проблем, с которой пришлось столкнуться, оказался выбор трансформаторов (силового и выходных) - довольно сложно купить трансформатор с нужными напряжениями, если 110-и вольтовая версия как правило есть в наличии у американских ритейлеров, то трансформатор на 220V нужно заказывать у производителя и ждать 45-60 дней. Кроме того, они довольно тяжелые и стоимость доставки из США практически удваивает стоимость заказа. К счастью, подходящая версия (Hammond 374BX) нашлась в Германии , что позволило существенно сэкономить на доставке и попутно заказать дроссель (индуктивность) для использования в выходном фильтре блока питания. Первая ошибка - заказывая индуктивность, я подбирал сопротивление, совершенно забыв про ток, в результате получил катушку с ограничением по току 100ma вместо минимально необходимых 170ma, пришлось вернуться к более простому и менее качественному варианту с RC фильтром и покупать соответствующий проволочный резистор, поменять же резистор на катушку, если возникнет желание, можно в любое время. С выходными трансформаторами было проще, адекватные сроки доставки оказались только у Transcendar, по всем параметрам подошла модель TT-119 .

Наконец, настал момент, когда все комплектующие получены, обозначилось свободное время и ничего не мешало посмотреть, как все это будет работать. В нарушение всех правил техники безопасности, все соединения были произведены прямо на столе перед монитором.

На роль источника сигнала был приглашен старенький LG-P500, в роли колонок - спикеры от музыкального центра, понадобилось некоторое количество красной изоленты и немного храбрости. Таадаааам - включение состоялось, ничего не взорвалось, лампы засветились красивым оранжевым светом… и тишина, точнее, если поднести ухо к колонке, на фоне шума можно было даже услышать музыку, но это был совсем не тот «теплый ламповый» звук, который я надеялся услышать.

Первое, что я решил проверить – это напряжение на выходе выпрямителя, и сразу же был неприятно удивлен, вместо ожидаемых мной 375V x √2-27V= 503.33V (напряжение на вторичной обмотке умноженное на корень из 2 минус падение на лампе) я увидел почти 550V на выходе выпрямителя и соответственно 525V B+(анодное напряжение). Желание тестировать электролиты на выносливость (они рассчитаны на 500V) отсутствовало, пришлось выключить питание. Проверив напряжение сети я в очередной раз удивился - оно оказалось больше 240V (дальнейший опрос соседей подтвердил, что это у всех так). К счастью, трансформатор можно перекоммутировать и на такое напряжение. При втором включении напряжения пришли в норму, но колонки по-прежнему молчали, дальнейшая проверка обнаружила отсутствие анодного напряжения на входном триоде, что на мой взгляд, говорило о неисправности единственного полупроводникового прибора – регулируемого источника тока IXIS10M45.

Решив, что проблема возникла из-за перенапряжения и/или китайского ebay-продавца, заказал новую пару IXIS10M45 из Англии, показалось надежнее и быстрее. Должен сказать, что очередное включение завершилось абсолютно аналогично первому и второму, новые детали хоть и выглядели совершенно иначе, но работать отказывались точно так же. Здесь я уже начал беспокоиться, так как оба канала вели себя совершенно идентично, а напряжение на анодах 12AT7 совершенно отсутствовало. Так как в данной цепи кроме собственно лампы, регулятора тока и априори работающей мелочевки ничего больше не было, подозрение пало на лампу. Аукцион на ebay позволил совсем недорого купить ECC81 (европейский аналог американской 12AT7), а заодно и очередную партию IXYS 10M45 (опять китайский продавец, брал уже с запасом на всякий случай). Третья партия 10M45 выглядела (и звонилась) точно так же, как и вторая, для чистоты эксперимента заменил сразу лампу и IXYS, отсоединил все лишнее (второй каскад) и в четвертый раз не обнаружил ничего на аноде первого триода.

Полный провал, разум отказывался понимать, как такое может быть. На макетной плате собрал простенькую схему со светодиодом и регулируемым источником тока (использовал нетронутый из третьей партии), запитал от блока питания ноутбука – и ОНА НЕ ЗАРАБОТАЛА!!!

В этот момент меня стала преследовать мысль о вселенском заговоре, не работало даже то, что обязано было работать… и я опять решил заказать проблемные микросхемы, только уже через проверенного продавца (Digikey). И в очередной раз возникли сложности даже там, где их не должно было быть. Первую возникшую проблему (в Digikey минимальная стоимость доставки в мой регион составляла 75$, даже за 5-и долларовый заказ). Эта проблема решилась с помощью американского посредника, а вот вторая выявилась уже после размещения заказа - на мой емейл пришло письмо с просьбой подтвердить что я не террорист заполнить форму BIS711 (кому интересно goo.gl/VAkDYB). Я заказывал обычные радиодетали на американский адрес, зачем нужно заполнять данную форму при покупке обычных радиодеталей мне сих пор не понятно. Указав свое имя свое имя и домашний адрес во все полях, а именно: я - конечный пользователь, я - официальный представитель конечного пользователя, я - покупатель, я - экспортер и указал, что при всем этом я - частное лицо, отправил заполненную форму в Digikey, и уже на следующий день получил подтверждение заказа и тракинг на посылку.

Очередная партия внешним видом отличалась от всех предыдущих, что вселяло определенный оптимизм (картинка ниже)

Проверка на макетной плате обрадовала, светодиод радостно менял яркость в зависимости от сопротивления управляющего резистора. Пять минут для замены детали на плате…

… очередное включение и из колонок зазвучала МУЗЫКА.

Как выяснилось в процессе общения на профильных форумах - поддельные радиодетали на ebay становятся большой проблемой. Вот что пишут модераторы Diyaudio

- Fake parts are a real plague by now. No small chance we all get a share of those when fishing for a quick small purchase.
- I never buy semi-conductors or electrolytic capacitors on eBay for this reason.

March 6th, 2011 , 09:10 pm

ТЛЗ. Как бы приборы показывают, что транзисторные усилители лучше. А вот аудиофилы хвалят ламповые.

Как-то прочитал в одном форуме, что якобы немалая часть фишки ТЛЗ в том, что в ламповых усилителях плохая связь с динамиками по напряжению, а больше по току. Что, якобы, если взять "ламповые" колонки и подключить их к транзисторнуму усилителю через балласт в несколько ом, то получится хорошее приближение ТЛЗ.

Если динамик приводится в действие током, то внутренности и наружности колонки будут сильнее связаны акустически. При этом внешние звуки смогут резонировать с внутренностями колонки, так, как если бы она была вообще отключена от усилителя, но зато и внутренние переотражения будут так же легко выходить наружу вместо того, чтобы накапливаться.

Понятно, что в реальности имеет место нечто среднее.

Вообще, колонки обычно рассчитываются из условия, что управлять ими будут напряжением, а не током. Но, с другой стороны, если управлять колонками током, то, хоть мы и получим гармонические искажения на электрических фильтрах и динамической головке, мы зато уменьшим влияние переотражений, способных, по-идее, сильно изгадить импульсный отклик, да ещё и нелинейностей добавить.

Изучал ли кто-нибудь этот вопрос? Пробовал ли управлять колонками током? Или включать резистор в цепь, как некоторые советуют? Как меняется звук?

UPD: "Ламповые" колонки -- это колонки, предназначенные для использования с ламповыми усилителями, отличаются видом зависимости комплексного электрического сопротивления от частоты, в чём именно отличие -- я не помню.

UPD2: Взял 3-полосную колонку и попробовал постучать по среднечастотному динамику при закороченной и разомкнутой цепи. Звук разный. При закороченной цепи, звук резкий и упругий, как если стучать по пластмассе или сильно натянутой жесткой пленке. При разомкнутой, звук тоже упругий, но мягкий и смазанный, как если стучать по тугому дивану или подвешенному ковру.

Про "теплый" ламповый звук June 27th, 2017

Что такое ламповый звук? Много о нем существует и мифов, и ожесточенных споров, и честных попыток разобраться . Я попробую рассказать максимально просто, чтоб и не инженерам было понятно о чем идет речь. И если совсем образно, то ламповый звук — это примерно как пленочная фотография. С одной стороны — просто определенный этап развития техники, где каждый последующий, как правило, — совершеннее предыдущего. Например, цифровому фотографу сложно представить, какую проблему представлял расчет количества пленки, необходимого для съемки. В одной кассете помещалось пленки всего 36 кадров. Десять кассет — это уже кулек, но всего 360 снимков, причем до момента проявки ты не знаешь, что у тебя получилось. Да и сами проявка с печатью были нетривиальной проблемой. «Цифра» же радикально все упростила и технологически дала фотографу возможности, о которых в пленочную эру даже профессионалы могли только мечтать. Но с другой стороны, почему-то большой популярностью пользуются «фильтры» для придания «цифровому» снимку «пленочного» вида. В чем тут дело? Зачем и почему люди портят технически «более совершенные» кадры?

Дело тут в том, что человек (пока) —это аналоговая система, полная искажений и условностей, впрочем, как и остальной окружающий нас мир. Если же мы ощущаем что-то «дискретным», «симметричным» и «рафинированным», то мы такому подсознательно не «верим». Для нас оно становится «имитацией» или «неживым». И неважно речь идет о глянцевых «клубных муклах», цифровом фото или транзисторном звуке. Мы с трудом можем выразить возникающее чувство, но хорошо ощущаем «неправильность» правильного. И поэтому, например, женскую красоту а-ля Playboy 60-х с возрастом начинаешь ценить сильно больше аналогичных вариантов 2000-х (хотя бы потому, что уже точно знаешь как бывает на самом деле). То же самое происходит со звуком, с цветом, со вкусом. Везде, зашумленное и неправильное большинству подсознательно нравится больше, чем рафинированное. Мы так устроены.

Но вернемся к «ламповому» звуку. Усилители, построенные на лампах, при своей работе объективно вносят в исходный сигнал, значительно «больше» измеримых искажений, потребляют больше электричества, сильнее нагреваются, менее мощные, сложнее в эксплуатации и требуют регулярной замены (подстройки) ламп. Но при этом по сравнению с «транзисторами» ламповый звук воспринимается лучше. Почему?
Ответ прост «ламповый» звук: даже искаженный, больше напоминает по природе натуральный естественный, опознаваемый «своим» нашими органами чувств, а остальное легко исправят наше адаптивное восприятие. При этом насколько, с «рациональной» точки зрения ламповый звук «хуже», а «теплота» его — вымышлена, можно посмотреть тут:

Автор очень хорошо и правильно теоретически все объясняет. Грамотно и убедительно. Но к реальной жизни это имеет отношение примерно такое же, как и математика. С одной стороны, она — царица наук, а с другой — Теорема Гёделя о неполноте и невозможность описания с помощью математики чувственного восприятия.

Так как работает ламповый усилитель? Почему с ним продолжают «носиться», хотя, с технологической точки зрения, он, безусловно, проигрывает «транзистору» практически во всем?


  • Во-первых, «лампа» способна втискивать весь динамический диапазон сигнала в определенные рамки, без «отсечки» . Наверное все слышали как странно звучат «тарелки» через транзисторный усилитель? Почему так? Какой бы ни был диапазон транзисторного усилителя, но исходный сигнал будет все равно шире. Поэтому «транзисторы», все что не влазит в диапазон усилителя — отсекают и дальше работают с «оскопленным» сигналом, отчего и возникает неестественность звучания «тарелок» или щипковых в современной технике. «Лампа» в подобной ситуации ведет себя принципиально иначе, и хотя у нее, как правило, диапазон сильно уже, но она способна «втискивать» (осуществляя своеобразную аналоговую компрессию аудиосигнала) весь диапазон в существующие рамки. Получается «плотный» «сочный» звук, по природе своей напоминающий «настоящий», хотя и, в математическом смысле, сильно искаженный.



  • Во-вторых, «лампа» не разбирает целое на составляющие, чтоб после усиления собрать обратно «примерно» как было. Вместо этого, она работает с сигналом «в целом» . Да, объективно, «лампа» сильнее искажает сигнал, но при этом сохраняя его принципиальную природу, тогда как при транзисторном усилении на выходе сигнал имеет уже иную (по «гармоникам») «природу». Поэтому, хотя в математическом смысле, «транзисторный» сигнал ближе к оригиналу, но наши органы чувств будут ощущать его большую «искаженность»



  • В-третьих, мы живем в цифровом дискретном мире, но наши органы чувств все еще «аналоговые» и работают с «непрерывными» сигналами . Дискретный сигнал из файла, пройдя преобразование в