Что такое индивидуальное информационное пространство. Информационное пространство. Основные элементы графического интерфейса

Попытки построения информационно-образовательной среды в конкретном учебном заведении представляют собой лишь начало большого и сложного пути становления и развития процессов информатизации всех видов деятельности учебных заведений системы общего среднего образования. Уже сейчас целесообразно рассматривать возможные перспективы интеграции будущих информационных сред учебных заведений в единое информационно-образовательное пространство системы общего среднего образования, формируемое в общегосударственном масштабе. Очевидно, что следование подобному курсу положительно отразится на темпах комплексной информатизации государственной системы образования.

Необходимо объединение информационных ресурсов и технологий, используемых во всех сферах деятельности учебных заведений и составляющих основу информационно-образовательных сред, в один унифицированный комплекс. Распространенный на всю систему общего среднего образования, подобный комплекс должен быть дополнен общими однотипными методологическими требованиями и рекомендациями. Разработка соответствующих проектных, технических, педагогических и методологических подходов позволила бы поэтапно построить единообразные информационно-образовательные среды отдельных учебных заведений и, объединив их, сформировать единое информационно-образовательное пространство.

Информационно-образовательное пространство можно определить как пространство осуществления личностных изменений людей в образовательных целях на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий, возрастающая роль которых в организации образовательной деятельности определяет актуальность задачи конструирования и структурирования информационно-образовательного пространства города, области, страны в целом.

В условиях формирования многомерного (многоаспектного) информационно-образовательного пространства учебных заведений традиционные педагогические технологии преобразуются в так называемые педагогические информационные технологии – системы материальных, технологических и информационно-содержательных средств и ресурсов, используемых во всех формах образовательной деятельности для обработки, передачи и распространения информации и преобразования способов ее представления. Создание и развитие педагогических информационных технологий является необходимым условием для функционирования информационно-образовательного пространства государства, так как эти технологии, с одной стороны, базируются на основах теории педагогики, психологии, информатики, управления, с другой – используют широчайшие возможности современной информационной и телекоммуникационной техники.



В государственном масштабе информационно-образовательное пространство системы образования России в целом должно объединять в себе информационно-образовательные пространства всех областей и регионов страны. Объединение региональных сегментов между собой должно строится на основании взаимных договоров и соглашений о сотрудничестве на равноправной основе.

На областном или региональном уровне информационно-образовательное пространство представляет собой объединение информационно-образовательных сред различных образовательных учреждений, создаваемых на добровольной основе и в строгом соответствии с заранее разработанными и утвержденными научно-обоснованными педагогическими моделями, системами требований, технологиями и спецификациями.

Очевидно, что единственным реальным практическим способом создания единого информационно-образовательного пространства в стране является его базирование на современных компьютерных средствах телекоммуникационного обмена, таких как глобальная сеть Интернет. В связи с этим возрастает актуальность требования построения информационно-образовательных сред учебных заведений в виде информационно-образовательных Интернет-порталов, основанных на максимальном использовании преимуществ региональных и глобальных информационных сетей. Осуществляется разработка общегосударственного научно-образовательного портала, аккумулирующего в себе все аналогичные областные и региональные порталы и являющегося системообразующей основой развития информационно-образовательного пространства страны.

Создаваемое таким образом пространство будет являться распределенным и должно иметь единые средства навигации, обеспечивающие всем категориям пользователей возможность быстро и простыми средствами находить:

· учебное заведение, независимо от места расположения и направлений подготовки учащихся;

· полноценную информацию о структуре и особенностях функционирования учебного заведения;

· список учебных заведений, обеспечивающих получение образования по конкретной специальности через их информационно-образовательные среды;

· любой информационный ресурс, зарегистрированный в информационно-образовательном пространстве, независимо от места его физического нахождения и принадлежности к информационно-образовательным средам конкретных учебных заведений.

Кроме того, учитывая недостаточную и неравномерную оснащенность учебных заведений системы общего среднего образования компьютерной и телекоммуникационной техникой, принципы и технологии построения информационно-образовательного пространства должны обеспечивать равные возможности для функционирования и взаимодействия информационно-образовательным средам всех учебных заведений, вне зависимости от уровня их технической оснащенности.

Говоря о перспективах формирования информационно-образовательного пространства системы общего среднего образования, нельзя не отметить необходимость его интеграции с формируемым в настоящее время мировым информационным пространством. Подобное пространство в мире действительно формируется. Об этом свидетельствует все большее количество появляющихся информационных образовательных ресурсов, предназначенных для использования не только в стенах организаций-разработчиков, но и вне таких организаций. Примерами обсуждаемых ресурсов можно считать свободно распространяемые информационно-образовательные системы, доступные всему миру, благодаря их размещению на средствах глобальных компьютерных телекоммуникаций.

Будем надеяться, что в ближайшей перспективе информационные системы и ресурсы, объединяемые в информационное образовательное пространство, будут базироваться на высокоскоростных, качественных каналах связи, обеспечивающих повсеместный, оперативный и достоверный обмен образовательной информацией.

Вопросы и задания к разделу 7

1. Что такое информационно-образовательная среда?

2. Какие компоненты информационно-образовательной среды вы знаете? По какому принципу они выделяются и формируются?

3. Какие требования предъявляются к ресурсам информационно-образовательной среды?

4. Как формируется модель информационно-образовательной среды?

5. Перечислите основные технологические этапы, приводящие к формированию информационно-образовательной среды.

6. Как формируется информационно-образовательное пространство?


РАЗДЕЛ 8. ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«Не будь среди первых, кто поддерживает новые идеи,

Не будь среди последних, кто отказывается от старых идей».

Александр Поуп (Alexander Pope) An Essay on Criticism

Тема 8.1. Факторы формирования готовности педагогов к использованию средств и методов информатизации

К настоящему времени в системе общего среднего образования накоплено достаточно большое количество требуемых технических и программных средств. Более того, качественные показатели используемой компьютерной техники близки к насыщению, в том смысле, что существенное увеличение мощности компьютеров не дает соответствующих качественно новых возможностей для образования. Таким образом, все более актуальным становится, не столько оснащение компьютерами школ, сколько стратегия их практического использования в сфере образования. Однако, эффективное практическое использование средств ИКТ в образовании немыслимо без готовности педагогов к использованию таких средств в своей профессиональной деятельности.

Для практического использования средств ИКТ в общем среднем образовании педагогам должны быть присущи:

· общие педагогические навыки;

· навыки владения средствами информационных и телекоммуникационных технологий;

· навыки применения информационных и телекоммуникационных технологий в ходе обучения и воспитания школьников.

Современные учителя должны уметь многое. Так, в частности, педагоги, работающие в системе общего среднего образования должны знать, где и как найти требуемые учебные материалы в телекоммуникационных сетях, уметь использовать подобные сети в различных аспектах обучения, знать, как представить содержание учебных предметов посредством мультимедиа-технологий, как применять мультимедийные средства обучения.

Учитывая данные психологических исследований, эффективное освоение потенциала образовательных средств ИКТ предполагает соответствующую подготовку учителя, который должен опираться на следующие положения:

· обучение работе с компьютерными средствами обучения является частью содержания образования;

· средства ИКТ, применяемые в обучении есть лишь инструмент решения проблем, его использование не должно превращаться в самоцель;

· использование компьютерных средств обучения расширяет возможности человеческого мышления по решению учебных и профессиональных задач;

· обучение работе со средствами ИКТ является одним из методов формирования мышления.

По мере внедрения ИКТ в образование происходит изменение культуры учебного заведения и роли учителя в учебном процессе. В связи с акцентом на самостоятельное приобретение знаний усиливается консультационная и корректировочная направленность обучающей деятельности педагога. В условиях избыточной научной и учебной информации, предоставляемой учащимся современными средствами ИКТ, возрастают требования к профессиональной подготовке педагога в области основной и смежных учебных дисциплин. Существенно повышаются также требования к личностным, общекультурным, коммуникативным качествам преподавателя.

К сожалению, для большинства информационных ресурсов, предназначенных для использования в процессе обучения, характерен низкий педагогический уровень. Одной из основных причин складывающейся ситуации является то, что, в основном, компьютерные учебные программы создаются специалистами в области программирования без участия ведущих специалистов в области психологии, дидактики, содержания и методики обучения конкретной дисциплине. Вместе с тем, общеизвестно, что ведущие педагоги, имеющие большой стаж преподавательской работы, как правило, далеки от новых ИКТ, не владеют ими и, в силу консерватизма мышления, не всегда понимают их значимость.

Большинство учителей испытывают существенный психологический барьер перед освоением компьютерной техники и использованием информационных ресурсов в обучении, который обычно маскируется сомнениями относительно педагогических возможностей названных средств и технологий. Иногда такая недооценка объясняется поверхностным знакомством с сущностью процессов информатизации образования.

Даже поверхностный анализ показывает, что чаще всего внедрение ИКТ в учебный процесс воспринимается как простое переложение известного педагогу содержания и представление его школьникам с помощью компьютерных средств. Очевидно, что такой подход оставляет неиспользованными колоссальные возможности активизации наглядно-образного и теоретического образного мышления обучаемых.

Существует несколько основных факторов, учет которых может дать положительный эффект в процессе формирования готовности современных педагогических кадров к использованию средств ИКТ в обучении школьников. В частности, необходимо создание многоуровневой системы повышения квалификации учителей.

С точки зрения информатизации образования, всех педагогов целесообразно разделить на две основные категории: преподаватели-пользователи готовых средств ИКТ и преподаватели-разработчики компьютерных средств педагогического назначения. В ходе формирования описываемой готовности первая категория педагогов должна быть ориентирована на подготовку до уровня конечного пользователя. Преподаватель должен освоить элементарные навыки работы с компьютером, получить первое представление о наиболее распространенных пакетах программ универсального назначения, научиться работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, освоить работу с известными для его предметной области готовыми компьютерными учебными программами, средствами телекоммуникационного взаимодействия с коллегами и учащимися, средствами доступа к мировым источникам информации.

Преподавателям-пользователям, стремящимся использовать средства ИКТ в обучении школьников, рекомендуется курс лекций по психолого-педагогическим основам информационных образовательных технологий. Практическая реализация подобного курса вызывает множество различных затруднений, поскольку его содержание находится на стыке дисциплин психолого-педагогического цикла и дисциплин, связанных с программным и аппаратным обеспечением компьютерных и телекоммуникационных технологий. Однако при надлежащей административной поддержке такой курс может стать реальностью, если к его прочтению подключены различные специалисты.

Подготовка второй категории учителей, к которой относятся преподаватели, самостоятельно занимающиеся разработкой необходимых им электронных информационных ресурсов, должна приближаться к уровню подготовки квалифицированных пользователей или даже программистов. Это крайне необходимо для понимания и рационального проектирования структуры электронных ресурсов. Для преподавателей-разработчиков чрезвычайно важно в рамках обучения на курсах повышения квалификации или самостоятельно познакомиться как с основами конструирования и использования средств ИКТ, так и с требуемыми для этого основами педагогики и психологии.

При разработке средств ИКТ следует учитывать, что творческие коллективы с участием системных и прикладных программистов, психологов, дизайнеров, специалистов по эргономике являются необходимым, но не достаточным условием качественной разработки. Основной замысел, содержание и идея образовательного электронного ресурса должны предлагаться и совершенствоваться преподавателем-предметником. Ему же, в свою очередь, свои замыслы и идеи необходимо соразмерить с конкретными возможностями используемой аппаратуры, программного обеспечения, уровня профессиональной подготовки коллектива разработчиков.

В связи с тем, что электронные информационные ресурсы, применяемые в обучении школьников, являются не только педагогическими, но и программными средствами, передача через них содержательной части учебного курса невозможна без проведения тщательной структуризации учебного материала. Таким образом, для рационального проектирования средств ИКТ по всему курсу преподавателям-разработчикам необходимо обладать структурно-системным целостным представлением о материале школьной учебной дисциплины, специализированными средствами и технологиями конструирования содержания средств обучения по выявленным структурам содержания соответствующих образовательных областей.

Преподаватели, активно занимающиеся разработкой и использованием средств ИКТ, должны обладать достаточным уровнем готовности к использованию средств информатизации образования в учебном процессе. Это означает, что педагоги должны владеть навыками пользователя, иметь представление о программировании и быть специалистами в области «своей» школьной дисциплины.

Требования к учителю, использующему средства ИКТ в образовательной деятельности, должны складываться из традиционных требований, предъявляемых к любому педагогу, и специфических, связанных с использованием современных информационных технологий и средств практического использования ИКТ в процессе информатизации образовательной деятельности.

К традиционным требованиям относятся:

· организаторские (планирование работы, сплочение обучаемых и т.д.);

· дидактические (конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, оборудование; доступное, ясное, выразительное, убедительное и последовательное изложение учебного материала; стимулирование развития познавательных интересов и духовных потребностей);

· перцептивные (проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявить особенности психики);

· коммуникативные (умение устанавливать педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, их родителями, коллегами, руководителями образовательного учреждения);

· суггестивные (эмоционально-волевое влияние на обучающихся);

· исследовательские (умение познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы);

· научно-познавательные (способность усвоения научных знаний в избранной отрасли);

· предметные (профессиональные знания предмета обучения).

В случае использования средств ИКТ подобные требования значительно трансформируются. Так, например, трудно представить себе, как можно при проведении компьютеризированного виртуального учебного занятия или консультации, осуществляемой по электронной почте, проявить суггестивные и перцептивные способности. Педагогу становится не столь необходимой и традиционная педагогическая техника, особенно невербальные средства общения:

· экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, мимика и т.д.),

· такесика (рукопожатие, прикосновение и т.д.),

· проксемика (ориентация, дистанция),

· просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, пауза, смех и т.д.).

В то же время выделяются специфические требования, необходимые при работе с современными средствами информатизации и образовательными электронными изданиями. В числе таких требований, например, знание преподавателем дидактических свойств и умение пользоваться средствами ИКТ.

Психолого-педагогические проблемы специфической деятельности учителей в информационно-образовательной компьютеризированной среде имеют свою специфику, которая на сегодняшний день практически не изучена. Вместе с тем, несмотря на повсеместное распространение средств и технологий информатизации образования, актуальной должна оставаться главная функция учителя – управление процессами обучения, воспитания и развития школьников.

Подготовка педагогических кадров к разработке и внедрению новых информационных технологий в общее среднее образование невозможна без административной поддержки. Дело в том, что в процессе формирования готовности педагогов к использованию средств ИКТ в обучении школьников еще большим тормозом, чем консерватизм преподавателей, является инертность организационной структуры учебных заведений. В доказательство этого утверждения достаточно сослаться на пробелы в деятельности администрации школ, приводящие к недостаточности времени у преподавателей для работы по информатизации учебного процесса, нехватке соответствующего учебно-вспомогательного персонала, дефициту одобрения и поощрения новаторской конструктивной деятельности учителей.

Нередки случаи, когда достаточно квалифицированные специалисты, занимающиеся управлением образованием, не видят необходимости выработки политики и стандартов по отношению к обучению с использованием средств ИКТ и придерживаются негативной позиции невмешательства. В связи с этим необходима административная политика, направленная на создание организационной инфраструктуры современной системы общего среднего образования, изначально нацеленная на высокую степень готовности педагогов к практической информатизации образования.

Опыт зарубежных стран свидетельствует о целесообразности публикаций специализированных изданий, предназначенных для активизации интереса педагогической общественности к проблемам разработки и внедрения современных информационных и коммуникационных технологий. Подобные издания должны быть ориентированы на широкий круг специалистов:

· педагогов всех направлений и уровней подготовки,

· администраторов системы общего среднего образования;

· преподавателей-методистов различных школьных дисциплин;

· специалистов в различных областях информационных и коммуникационных технологий, таких, как интерфейс взаимодействий человека и компьютера, графические приложения, искусственный интеллект, компьютерная техника, системы телекоммуникации;

· психологов;

· эргономистов;

· социологов;

· лингвистов.

Такие издания должны стать центром обмена опытом, разработки и передачи знаний и умений, звеном, объединяющим деятельность всех тех, кто занимается проблемами информатизации образования.

Формированию готовности педагогов к разработке и использованию средств информатизации в учебном процессе способствует проведение конкурсов, поощрение труда новаторов, а также сертификация разработанных электронных информационных ресурсов с последующим изданием каталогов. Выдача сертификата и публикация сведений о сертифицированной программе в каталоге должны давать основание для включения разработанного учебного электронного средства в список научных и методических трудов преподавателя-разработчика.

Кроме перечисленного существенный эффект имеет непосредственный межличностный обмен опытом на конференциях по применению информационных технологий в процессе обучения. Примечательно, что подобные конференции позволяют не только ближе ознакомиться с содержанием докладов, но и увидеть передовые разработки учебного программного обеспечения, провести сравнение различных способов создания и применения средств ИКТ, нацеленных на информатизацию общего среднего образования.

Одним из основополагающих аспектов существования человека в информационном пространстве является его правовое положение в этом пространстве. Государственное регулирование этого чрезвычайно важного аспекта производится Конституцией Российской Федерации, а также соответствующими подзаконными актами и нормативными документами. В частности, во исполнение Указа Президента Российской Федерации разработана "Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов".

В разработке Концепции приняли участие специалисты Комитета при Президенте Российской Федерации по политике информатизации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Госкомстата России, Госкомоборонпрома России, Госстандарта России, Минобороны России, других органов государственной власти, непосредственно связанных с важнейшими направлениями формирования и развития единого информационного пространства в России.

В Концепции отмечено, что информационные услуги, ресурсы и программные продукты (информационный потенциал общества) распространены по территории России крайне неравномерно, причем в основном ими обеспечены центральные области. Это распределение соответствует распределению основных производственных, научных и информационных центров России и не учитывает потребности населения и органов управления. Такой перекос крайне негативно сказывается на развитии страны. Именно поэтому требует скорейшего решения задача выравнивания информационного потенциала.

Указанные проблемы можно решить только одним путем -- формированием единого информационного пространства и обеспечения функционирования в этом пространстве государственных и коммерческих структур, а также всех без исключения граждан.

Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, информации и знаний, технологий их ведения и использования, информационных систем и телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.

Единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:

информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы.

Организационные структуры и средства информационного взаимодействия образуют информационную инфраструктуру. Информационная деятельность, как совокупность информационных процессов в обществе, определяет информационный потенциал, являющийся неотъемлемой составляющей экономического потенциала общества наравне с материальным производством и природными ресурсами.

Основными целями формирования единого информационного пространства являются:

обеспечение прав граждан на информацию, провозглашенных Конституцией Российской Федерации;

создание и поддержание необходимого для устойчивого развития общества уровня информационного потенциала;

повышение согласованности решений, принимаемых федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления;

повышение уровня правосознания граждан путем предоставления им свободного доступа к правовым и нормативным документам, определяющим их права, обязанности и возможности;

предоставление возможности контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления;

повышение деловой и общественной активности граждан путем предоставления равной с государственными структурами возможности пользоваться открытой научно-технической, социально-экономической, общественно-политической информацией, а также информационными фондами сфер образования, культуры и социальной сферы;

интеграция с мировым информационным пространством.

Работы по развитию информационного пространства в передовых странах мира проводились и проводятся по инициативе и под патронажем высших должностных лиц государства. Так например, в США, Великобритании, Франции, Германии развитие сетей телекоммуникации и связи, вычислительной техники и информационных систем проводилось по инициативе администраций президентов, премьер-министров и при значительной финансовой поддержке государственного бюджета, а также различных негосударственных и корпоративных фондов.

В настоящее время по инициативе Президента США разворачивается новый виток развития Национальной информационной инфраструктуры США (The National Information Infrastructure: Agenda for Action), призванный укрепить позиции страны как наиболее развитого информационного общества в мире. Государственный информационный профиль США (Government Open System Interconnection Profile -- GOSIP) имеет статус признанного международного стандарта (подробнее об этом и других профилях будет сказано в главе 18).

В России пока развиваются отдельные составляющие единого информационного пространства. Работы ведутся в рамках федеральных программ, программ субъектов федерации и органов местного самоуправления. В 2001 году была начата разработка Федеральной целевой программы "Электронная Россия" ставящая своей задачей реализацию ряда предметных проектов по информатизации страны, предусматривающей выполнение большого объема работ по созданию систем государственной информатизации различного назначения. В комплексе мер предусмотрены мероприятия, обеспечивающие пропаганду целей, задач и возможностей единого информационного пространства, обучение граждан основам компьютерной и информационной грамотности. Это активизирует обращение граждан и общества к информационным ресурсам, ускорит развитие информационной инфраструктуры страны, упорядочит рынок информационных ресурсов, технологий и услуг.

Отметим, однако, что к настоящему моменту указанные работы по развитию единого информационного пространства далеки от завершения. Этому способствует неравномерное бюджетное финансирование, отсутствие гарантий для крупных частных инвесторов, а также отсутствие единого подхода к реализации такой сложной комплексной программы в огромной многонациональной стране с неравномерным развитием регионов.

В связи с этим отметим, что адекватное функционирование человека в постоянно расширяющемся информационном пространстве возможно лишь в том случае, если он сумеет преодолеть реальные "языковые барьеры" при общении с автоматизированными информационными системами. Решение этой проблемы может идти по следующим основным направлениям:

включение обязательных курсов информатики в школьное и вузовское образование, всемерное повышение компьютерной грамотности населения;

создание различного рода дружественных интерфейсов на базе международных стандартов;

разработка технических и программных средств информатизации, способных поддерживать многоалфавитные интерфейсы информационных и поисковых систем на языках международного и межнационального общения;

создание систем и средств автоматизированного полного перевода текстов произвольного содержания и компьютерных толковых словарей наиболее употребительных слов и терминов;

широкое применение гипертекстовых информационных систем и систем мультимедиа, в которых обеспечивается возможность одновременного использования текстов, графиков, телевизионных изображений, мультипликации, музыки и речи;

развитие технологий основанных на использовании трехмерных образных представлений информации (когнитивная 3D-графика).

Неформальное информационное пространство: социальные сети

Рассмотренные выше аспекты формирования единого информационного пространства России и проблемы его интеграции с мировым информационным пространством затрагивали, в основном, формализованную сторону этого процесса. Многие исследователи (Н. Луман, М. Кастельс и др.) отмечали, что при всей важности информации как базового объекта информационного общества она всё же постепенно перестаёт быть определяющим параметром, так как ценность информации, которую невозможно передать для использования, резко уменьшается. Таким образом, существенно изменился параметр оценки информационного социума: "не только информация, но и эффективная коммуникация оказывается его смыслообразующим стержнем".

Коммуникации, в том числе электронные, в информационном обществе являются реальным средством установления социальных связей.

По определению, социальные связи -- это:

совокупность осознанных или неосознанных, необходимых и случайных, устойчивых и спонтанных зависимостей одних социальных субъектов и объектов от других;

воздействия социальных субъектов друг на друга;

комплекс факторов, обеспечивающих совместную деятельность индивидов в социальных общностях, объединяя их в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию;

организованная система отношений, институтов и средств социального контроля, объединяющих индивидов, подгруппы и другие составные элементы в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию.

Установление и развитие социальных связей в информационном обществе практически не зависит от личных характеристик индивида -- это объективный фактор. Их установление обусловлено социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды, а сущность данных связей проявляется в содержании и характере действий людей. Разные виды контактов (пространственный, социальный, информационный), социальные отношения и взаимодействия, социальный контроль, социальные институты и организации -- выступают, с одной стороны, как компоненты социальной связи, а с другой стороны -- как этапы ее формирования.

Таким образом, даже в самом демократичном обществе социальные связи, устанавливаемые на основе межличностных отношений, не являются полностью свободными от влияния государственных и коммерческих структур, различных социальных институтов и групп. И поэтому в настоящее время мощным организующим инструментом установления и развития надгосударственных социальных связей является Internet.

Глобальные сети Internet уже довольно давно предоставили гражданам различных государств средства для широкого неформального общения -- речь идёт о быстро развивающемся феномене социальных сетей.

Начало современной теории социальных сетей положили в 1951 году Рэй Соломонофф (Ray Solomonoff) и Анатолий Рапопорт (Anatoly Rapoport). Сам термин "социальная сеть" был введён в 1954 году социологом из "Манчестерской школы" Джеймсом Барнсом (J. Barns) в работе "Классы и собрания в норвежском островном приходе", вошедшую в сборник "Человеческие отношения". Он развил изобретенный еще в 30-е годы подход к исследованию взаимосвязей между людьми с помощью социограмм -- визуальных диаграмм, в которых отдельные лица представлены в виде точек, а связи между ними -- в виде линий.

На этом подходе основана социометрия (Sociometry) -- психотехнический метод для выяснения распределения ролей в коллективе. В 1959-1968 гг. венгерские математики Пол Эрдос (Paul Erdos) и Альфред Реньи (Alfred Renyi) написали восемь статей, описывающих принципы формирования социальных сетей. Дункан Уоттс (Duncan J. Watts) и Стивен Строгач (Steven H. Strogatz) развили теорию социальных сетей, и в числе многих других открытий ввели понятие "коэффициента кластеризации" (Clustering Coefficient) -- степени близости между неоднородными группами. К 70-м годам ХХ века окончательно сформировался комплекс социологических и математических методов исследований, которые составляют научный фундамент современного анализа социальных сетей.

Социальная сеть (Social Networking Service) -- платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений [Аналитические материалы о социальных сетях. http://www.social-networking.ru].

Анализ социальных сетей (Social Network Analysis) -- направление структурного подхода, основными целями которого являются исследование взаимодействий между социальными объектами (акторами) и выявление условий возникновения этих взаимодействий. Сеть социальных взаимодействий состоит из конечной совокупности социальных акторов и набора связей между ними. Сетевые модели рассматривают различные социальные, политические, экономические структуры как устойчивые шаблоны взаимодействий между акторами. Особое место занимают когнитивные (познавательные) социальные сети, которые отражают мнение каждого актора о взаимоотношениях других акторов сети.

Структурный подход акцентирует внимание на геометрической форме сети и интенсивности взаимодействий ("весе" ребер). Для интерпретации результатов в данном случае используются структурные теории и теории сетевого обмена.

Ресурсный подход рассматривает возможности акторов по привлечению индивидуальных и сетевых ресурсов для достижения определенных целей и дифференцирует акторов, находящихся в идентичных структурных позициях социальной сети, по их ресурсам. В качестве индивидуальных ресурсов могут выступать знания, престиж, богатство, раса, пол. Под сетевыми ресурсами понимаются влияние, статус, информация, капитал.

Нормативный подход изучает уровень доверия между акторами, а также нормы, правила и санкции, которые влияют на поведение акторов в социальной сети и процессы их взаимодействий.

Динамический подход акцентирует внимание на изменениях в сетевой структуре с течением времени.

методы теории графов, в частности, направленные графы и представляющие их матрицы, применяемые для изучения структурных взаимосвязей актора;

методы нахождения локальных свойств субъектов, например, центральности, престижа, положения, принадлежности к некоторым подгруппам;

методы определения эквивалентности акторов, включая их структурную эквивалентность; блоковые модели и ролевые алгебры; анализ диад и триад;

вероятностные модели;

корреспондентский анализ и топологические методы, представляющие сеть в виде некоторого формализованного комплекса элементов и связей.

предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией (фото, аудио, видео, сервис блогов и микроблогов, организация сообществ, форумы и чаты, возможность отметить местоположение и т. п.);

создание профилей, в которых можно указать реальные персональные данные и информацию о себе;

подавляющее большинство друзей пользователя в социальной сети -- это не только реальные друзья, родственники, коллеги, одноклассники и однокурсники, но и виртуальные друзья по интересам.

Поэтому не совсем правильно считать социальными сетями такие популярные сервисы как LiveJournal (площадка блогов), Foursquare, Twitter (площадки микроблогов), так как они имеют узкий спектр возможностей и не ставят в приоритет сообщение пользователями реальных данных о себе и максимального числа информации о себе.

Активное общение пользователей без наложения ограничений.

Создание публичного или полупубличного профиля (Profile) пользователя -- например, профиль может содержать дату и место рождения, школу, вуз, хобби и другие данные по усмотрению пользователя.

Пользователь может задавать и поддерживать список других пользователей, с которыми у него имеются некоторые отношения (например, дружбы, родства, деловых и рабочих связей и т. п.)

Просмотр и обход связей между пользователями внутри системы (например, пользователь может видеть друзей, друзей своих друзей и т.д.).

Возможность управления содержимым в рамках своего профиля, образование групп пользователей с различными режимами членства, возможности веб-синдикации, использование приложений и многое другое.

В настоящее время в мире насчитывается несколько десятков популярных социальных сетей с числом пользователей более ста миллионов. Именно поэтому для рекламодателей социальные сети предоставляют уникальные возможности непосредственного контакта с потребителями. Ежедневно миллионы пользователей делятся своим мнением и впечатлениями о компаниях, их товарах и услугах. В результате отдельно взятый участник сетевого сообщества может улучшить или, наоборот, испортить репутацию компании с многомиллионным оборотом.

Согласно недавнему исследованию агентства eMarketer, общая выручка крупных социальных сетей от рекламы по итогам 2013 года составила более 11 млрд. долларов. При составлении отчёта эксперты eMarketer учитывали все виды рекламы, размещённой в социальных сетях, включая медийную, контекстную и видеорекламу, а также затраты на маркетинговые проекты, в которых маркетологи создают профили для своих товаров и брендов в социальных сетях.

В России наибольшую популярность имеют сети Facebook, ВКонтакте, Однокласники, Twitter, LinkedIn, В кругу друзей, Мой Круг, Мой Мир и т.д.

Социальные сервисы Internet

Как было упомянуто выше, Internet с самого момента зарождения стал мощным организующим инструментом в социальной сфере, практически не зависящим от государства. Исходными средствами массового общения стали:

Электронная почта. Возникшая самой первой, эта форма обмена сообщениями продемонстрировала саму возможность практически мгновенного общения посредством вычислительных сетей. Архитектурно предназначенная для обмена сообщениями между двумя абонентами, она позволила обмениваться информацией группам людей. Такой модификацией стали группы или списки рассылки.

Телеконференции или группы новостей. Телеконференции стали следующим этапом развития систем общения. Их особенностями стали, во-первых, хранение сообщений и предоставление заинтересованным лицам доступа ко всей истории обмена, а во-вторых, различные способы тематической группировки сообщений.

Интерактивное общение (чаты). С развитием телекоммуникаций все большее количество пользователей начинают работать в интернете в режиме постоянного присутствия, и как логичное развитие этой ситуации, появляется сервис общения в режиме реального времени, когда абонент получает сообщение в течении незначительного промежутка времени в пределах нескольких секунд после отправки его собеседником. Специализированный сервис такого рода получил название Internet Relation Chat (IRC). В рамках этого сервиса общение проходит через специальныеузлы в рамках общих направлений -- каналов.

Свободное общение пользователей как таковое во всех этих сервисах вовсе не было самоцелью. Их назначением было обеспечение в первую очередь деловых задач -- информирование, обсуждение проблем, рабочие коммуникации. Однако с появлением в сети множества индивидуальных пользователей, с удешевлением коммуникаций и компьютерного оборудования, общение стало более свободным. В рамках этих сервисов стали появляться сообщества -- группы людей, объединенных общими интересами, среди которых обмен был существенно более активным и протяженным во времени, чем вне этих групп. В группах стала формироваться некоторая история обмена -- личная и общественная, со временем появились и личные отношения между участниками.

Такие сообщества имели особенности, обусловленные их техническим и социальным характером:

пользователя в таком сообществе идентифицирует формальное имя (NickName или сокращенно nick). Один реальный пользователь может выступать под разными обозначениями, ведя таким способом несколько виртуальных персонажей;

основным способом коммуникации был и остается обмен текстовыми сообщениями. Поскольку эмоции обычным текстом передать сложно и не всегда такой текст воспринимается одинаково, то со временем появились знаки, обозначающие эмоциональную окраску текста -- "смайлики" (Smiley);

накопление активно использующейся социальной истории отношений (смысловых шаблонов, общих ситуаций, способов разрешения конфликтов и пр.). Такая история служит отчасти и средством опознавания "свой-чужой". В сетевых сообществах одной из форм проявления такой истории стало формирование своеобразного стиля общения, диалоговых сокращений, часто просто жаргона;

стиль общения в таких средах более свободный, чем в обычной жизни -- чаще всего из-за того, что общение ведется от имени виртуального персонажа, не имеющего явно выраженного пола, возраста и социального статуса.

Наиболее распространенными современными средства интерактивного общения являются Web-приложениями. Такой способ позволяет максимально облегчить вхождение в систему общения за счет максимального сокращения настроек системы, которые часто устанавливаются по умолчанию, а также за счет доступности -- браузер-приложения стали стандартом де-факто и присутствуют в любой операционной системе, рассчитанной на персональное использование. В тоже время, благодаря развитию телекоммуникационных сетей, с таким сервисом можно работать из любой точки земного шара, в том числе и с мобильных устройств -- телефонов и смартфонов. Укажем на несколько наиболее распространенных форм организации общения с помощью Web-технологий.

Гостевые книги. Первая и самая простая форма организации общения в виде Web-приложений. Простейшая гостевая книга представляет собой список сообщений, показанных от последних к первым. Каждый посетитель может оставить свое сообщение или отзыв по интересующему его вопросу.

Форумы. Первые форумы появились как усовершенствование гостевых книг и организовывали сообщения в ветви -- как в телеконференциях. Сообщения пользователей в форумах группируются по темам, которые задаются, как правило, первыми сообщениями. Все посетители могут увидеть тему и разместить свое сообщение -- в ответ на уже написанные. Темы группируются в тематические форумы, управление системой осуществляют неформальные администраторы и модераторы. Наиболее развитые форумы начинают обладать первыми признаками социальных сетей -- между участниками могут быть установлены долговременные социальные связи по интересам.

Блоги (Web Log -- Web-журнал, Web-протокол). В этих сервисах каждый участник ведет собственный журнал -- оставляет записи в хронологическом порядке. Темы записей могут быть любыми, самый распространенный подход -- это ведение блога как собственного дневника. Другие посетители могут оставлять комментарии на эти записи. В этом случае пользователь, помимо возможности вести свой журнал, получает возможность организовывать листинговый просмотр -- список записей из журналов "друзей" (Friends), регулировать доступ к записям, искать себе собеседников по интересам. На базе таких систем создаются сообщества по интересам -- журналы, которые ведутся коллективно. В таком сообществе его членом может быть свободно размещено любое сообщение по направлению деятельности сообщества.

С развитием таких форм общения стали образовываться обширные социальные сети -- то есть совокупности участников, объединенных не только общей тематикой, но и средой общения с явно установленными связями между собой. Отличительной чертой таких форм общение является полное равноправие участников и их практически полная независимость от государственных, коммерческих и иных структур. Напротив, "раскрученные" социальные Internet-сети, насчитывающие миллионы участников, выкупаются различными коммерческими структурами у их создателей с целью получения прибыли от размещения рекламы в таких сетях.

В целом все современные системы обеспечения работы сетевых сообществ обладают несколькими общими чертами, указанными ниже.

В подавляющем большинстве сообществ предусматривается регистрация пользователей -- т.е. на каждого участника должна быть заведена учетная запись. При регистрации пользователь должен указать некоторую информацию о себе для идентификации. Почти все системы требуют ввода адреса электронной почты и проверяют его работоспособность, высылая письмо с кодом активации учетной записи. Если адрес неверен, то активировать запись может только администратор системы. Такой подход гарантирует до определенной степени уникальность участника и его идентифицируемость.

Работа в среде проводится сеансами. Каждый сеанс начинается с того, что пользователь указывает свое имя и подтверждает свою личность вводом пароля. Для удобства, сеансовость участия обычно скрывается от пользователя техническими средствами, но, тем не менее, идентификация пользователя происходит постоянно.

Помимо учетных данных, пользователь настраивает окружение -- внешний вид, дополнительные данные о себе, указывает свои интересы, желательные контакты, темы для общения и т.д.

Социальные сети и поддерживающие их сервисы оказались чрезвычайно эффективным методом обеспечения посещаемости сайтов, обратной связи, они постепенно стали одним из средств наполнения контента сайта содержимым, имеющим реальную коммерческую и социальную ценность. На основе такого подхода появилось и быстро набрало популярность довольно большое количество социальных Web-сервисов, объединенных общим названием сервисы Web 2.0. Можно указать некоторые такие ресурсы.

Социальные закладки (Social Bookmarking). Некоторые веб-сайты позволяют пользователям предоставлять в распоряжение других список закладок или популярных веб-сайтов. Такие сайты также могут использоваться для поиска пользователей с общими интересами. Пример: Delicious.

Социальные каталоги (Social Cataloging) напоминают социальные закладки, но ориентированы на использование в академической сфере, позволяя пользователям работать с базами данных цитат из научных статей. Примеры: Academic Search Premier, LexisNexis Academic University, CiteULike, Connotea.

Социальные библиотеки представляют собой приложения, позволяющие посетителям оставлять ссылки на их коллекции, книги, аудиозаписи и т. п., доступные другим. Предусмотрена поддержка системы рекомендаций, рейтингов и т. п. Примеры: discogs.com, IMDb.com.

Социальные сети вебмастеров используются для анонсирования полезных материалов, позволяющие авторам оставлять ссылки на их посты, общаться, голосовать за интересные анонсы и т. п. Часто имеют рейтинги или рекомендации.

Многопользовательские сетевые игры (Massively Multiplayer Online Games) имитируют виртуальные миры с различными системами подсчёта очков, уровней, состязательности, победителей и проигравших. Пример: World of Warcraft.

Многоязычные социальные сети позволяют налаживать социальные связи между людьми, говорящих на разных языках. При этом используется специальное программное обеспечение, позволяющее переводить фразы с одного языка на другой в режиме реального времени. Примеры: Dudu.

Геосоциальные сети формируют социальные связи на основании географического положения пользователя. При этом используются различные инструменты геолокации (например, GPS или гибридные системы типа технологии AlterGeo), которые дают возможность определять текущее местонахождение того или иного пользователя и соотносить его позицию в пространстве с расположением различных мест и людей вокруг.

Профессиональные социальные сети создаются для общения на профессиональные темы, обмена опытом и информацией, поиска и предложения вакансий, развития деловых связей. Примеры: Доктор на работе, Профессионалы.ру, MyStarWay.com, LinkedIn, MarketingPeople, Viadeo.

Сервисные социальные сети позволяют пользователям объединяться в он-лайн режиме вокруг общих для них интересов, увлечений или по различным поводам. Например, некоторые сайты предоставляют сервисы, с помощью которых пользователи могут размещать для общего доступа персональную информацию, необходимую для поиска партнеров. Примеры: LinkedIn, ВКонтакте.

Коммерческие социальные сети ориентированы на поддержку бизнес-транзакций и формирование доверия людей к брендам на основе учёта их мнений о продукте -- как сделать его лучше, тем самым позволяя потребителям участвовать в продвижении продукта и расширяя их осведомленность.

Коммуникации, в том числе электронные, в информационном обществе являются реальным средством установления социальных связей.

По определению, социальные связи - это:

  • совокупность осознанных или неосознанных, необходимых и случайных, устойчивых и спонтанных зависимостей одних социальных субъектов и объектов от других;
  • воздействия социальных субъектов друг на друга;
  • комплекс факторов, обеспечивающих совместную деятельность индивидов в социальных общностях, объединяя их в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию;
  • организованная система отношений, институтов и средств социального контроля, объединяющих индивидов, подгруппы и другие составные элементы в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию.

Установление и развитие социальных связей в информационном обществе практически не зависит от личных характеристик индивида - это объективный фактор. Их установление обусловлено социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды, а сущность данных связей проявляется в содержании и характере действий людей. Разные виды контактов (пространственный, социальный, информационный), социальные отношения и взаимодействия, социальный контроль, социальные институты и организации - выступают, с одной стороны, как компоненты социальной связи, а с другой стороны - как этапы ее формирования.

Таким образом, даже в самом демократичном обществе социальные связи, устанавливаемые на основе межличностных отношений, не являются полностью свободными от влияния государственных и коммерческих структур, различных социальных институтов и групп. И поэтому в настоящее время мощным организующим инструментом установления и развития надгосударственных социальных связей является Internet .

Глобальные сети Internet уже довольно давно предоставили гражданам различных государств средства для широкого неформального общения - речь идёт о быстро развивающемся феномене социальных сетей.

Начало современной теории социальных сетей положили в 1951 году Рэй Соломонофф (Ray Solomonoff) и Анатолий Рапопорт (Anatoly Rapoport). Сам термин "социальная сеть" был введён в 1954 году социологом из "Манчестерской школы" Джеймсом Барнсом (J. Barns) в работе "Классы и собрания в норвежском островном приходе", вошедшую в сборник "Человеческие отношения". Он развил изобретенный еще в 30-е годы подход к исследованию взаимосвязей между людьми с помощью социограмм - визуальных диаграмм, в которых отдельные лица представлены в виде точек, а связи между ними - в виде линий.

На этом подходе основана социометрия (Sociometry) - психотехнический метод для выяснения распределения ролей в коллективе. В 1959-1968 гг. венгерские математики Пол Эрдос (Paul Erdos) и Альфред Реньи (Alfred Renyi) написали восемь статей, описывающих принципы формирования социальных сетей. Дункан Уоттс (Duncan J. Watts) и Стивен Строгач (Steven H. Strogatz) развили теорию социальных сетей, и в числе многих других открытий ввели понятие "коэффициента кластеризации" (Clustering Coefficient) - степени близости между неоднородными группами. К 70-м годам ХХ века окончательно сформировался комплекс социологических и математических методов исследований, которые составляют научный фундамент современного анализа социальных сетей.

Анализ социальных сетей (Social Network Analysis) - направление структурного подхода, основными целями которого являются исследование взаимодействий между социальными объектами (акторами) и выявление условий возникновения этих взаимодействий. Сеть социальных взаимодействий состоит из конечной совокупности социальных акторов и набора связей между ними. Сетевые модели рассматривают различные социальные, политические, экономические структуры как устойчивые шаблоны взаимодействий между акторами. Особое место занимают когнитивные (познавательные) социальные сети, которые отражают мнение каждого актора о взаимоотношениях других акторов сети.

  1. Структурный подход акцентирует внимание на геометрической форме сети и интенсивности взаимодействий ("весе" ребер). Для интерпретации результатов в данном случае используются структурные теории и теории сетевого обмена.
  2. Ресурсный подход рассматривает возможности акторов по привлечению индивидуальных и сетевых ресурсов для достижения определенных целей и дифференцирует акторов, находящихся в идентичных структурных позициях социальной сети, по их ресурсам. В качестве индивидуальных ресурсов могут выступать знания, престиж, богатство, раса, пол. Под сетевыми ресурсами понимаются влияние, статус, информация, капитал.
  3. Нормативный подход изучает уровень доверия между акторами, а также нормы, правила и санкции, которые влияют на поведение акторов в социальной сети и процессы их взаимодействий.
  4. Динамический подход акцентирует внимание на изменениях в сетевой структуре с течением времени.
  • методы теории графов, в частности, направленные графы и представляющие их матрицы, применяемые для изучения структурных взаимосвязей актора;
  • методы нахождения локальных свойств субъектов, например, центральности, престижа, положения, принадлежности к некоторым подгруппам;
  • методы определения эквивалентности акторов, включая их структурную эквивалентность; блоковые модели и ролевые алгебры; анализ диад и триад;
  • вероятностные модели;
  • корреспондентский анализ и топологические методы, представляющие сеть в виде некоторого формализованного комплекса элементов и связей.
  • предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией (фото, аудио, видео, сервис блогов и микроблогов, организация сообществ, форумы и чаты, возможность отметить местоположение и т. п.);
  • создание профилей, в которых можно указать реальные персональные данные и информацию о себе;
  • подавляющее большинство друзей пользователя в социальной сети - это не только реальные друзья, родственники, коллеги, одноклассники и однокурсники, но и виртуальные друзья по интересам.

Поэтому не совсем правильно считать социальными сетями такие популярные сервисы как LiveJournal (площадка блогов), Foursquare, Twitter (площадки микроблогов), так как они имеют узкий спектр возможностей и не ставят в приоритет сообщение пользователями реальных данных о себе и максимального числа информации о себе.

  1. Активное общение пользователей без наложения ограничений.
  2. Создание публичного или полупубличного профиля (Profile) пользователя - например, профиль может содержать дату и место рождения, школу, вуз, хобби и другие данные по усмотрению пользователя.
  3. Пользователь может задавать и поддерживать список других пользователей, с которыми у него имеются некоторые отношения (например, дружбы, родства, деловых и рабочих связей и т. п.)
  4. Просмотр и обход связей между пользователями внутри системы (например, пользователь может видеть друзей, друзей своих друзей и т.д.).
  5. Возможность управления содержимым в рамках своего профиля, образование групп пользователей с различными режимами членства, возможности веб-синдикации, использование приложений и многое другое.

В настоящее время в мире насчитывается несколько десятков популярных социальных сетей с числом пользователей более ста миллионов. Именно поэтому для рекламодателей социальные сети предоставляют уникальные возможности непосредственного контакта с потребителями. Ежедневно миллионы пользователей делятся своим мнением и впечатлениями о компаниях, их товарах и услугах. В результате отдельно взятый участник сетевого сообщества может улучшить или, наоборот, испортить репутацию компании с многомиллионным оборотом.

Согласно недавнему исследованию агентства eMarketer, общая выручка крупных социальных сетей от рекламы по итогам 2013 года составила более 11 млрд. долларов. При составлении отчёта эксперты eMarketer учитывали все виды рекламы, размещённой в социальных сетях, включая медийную, контекстную и видеорекламу, а также затраты на маркетинговые проекты, в которых маркетологи создают профили для своих товаров и брендов в социальных сетях.

В России наибольшую популярность имеют сети Facebook, ВКонтакте, Однокласники, Twitter, LinkedIn, В кругу друзей, Мой Круг, Мой Мир и т.д.

Информационный ресурс охватывает все подразделения и службы организации. В этом смысле можно говорить об информационном пространстве предприятия, понимая под этим термином не только информацию и средства ее обработки, но и географию информационных отношений.

Информационное пространство организации (ИП) формируется с помощью технических средств обработки информации, компьютерной и телекоммуникационной технологии. В зависимости от формы их взаимодействия и использования можно выделить четыре основных уровня реализации ИП организации.

На первом уровне реализации ИП организации фактографическая информация о выполненных хозяйственных операциях формируется в виде таблиц конкретной БД (базы данных). Обработка этих таблиц позволяет вести основные виды учета: оперативный, бухгалтерский, административный, налоговый и т.п.

Реализация ИП второго уровня предполагает использование мощной системы управления базой данных (СУБД), которая позволяет не только выполнить основные операции по обработке фактографической информации и поддерживать все виды учета, но и дать возможность подготовки различных аналитических документов. На этом уровне реализации формируется взаимодействие с Интернетом, позволяющее осуществить электронный документооборот и способствующее накоплению и обобщению корпоративной информации.

Модель ИП третьего уровня отражает его разделение на отдельные инфосистемы: логистика, учет и отчетность, управление персоналом и т.п., в каждой из которых формируется своя ИС. Здесь также создается общая ИС отображения информации для менеджмента. ИП этого уровня используют в своей структуре «пул данных», который определяет не только возможность приема и хранения оперативной информации, но также и средство ее предварительной обработки по заранее установленным алгоритмам. Эти алгоритмы настраиваются на заранее устанавливаемую систему аналитических отчетов. Модель ИП третьего уровня предусматривает реализацию хозяйственной деятельности в Интернете, например, посещение торговых площадок, использование электронных платежей и т.п.

ИП организации четвертого уровня предполагает его расширение за счет применения фронт-офисных структур, которые могут с помощью Интернета предоставить стейкхолдерам (поставщикам, партнерам, клиентам, инвесторам) необходимую информацию в соответствии с данными им полномочиями, рис. 1.4.

Рис. 1.4. Модель информационного пространства организации

Процессы формирования ИП на этом уровне ведутся с помощью бэк-офиса фирмы. Управление системой осуществляется с помощью информационной системы менеджмента, связанной с кокпитом системы. Кокпит реализует демонстрацию графических аналитических отчетов с помощью демонстрационных LSD-планшетов.

1.4. Информационные системы управления предприятием и их классификация

Для построения информационных систем управления предприятием (ИСУП) необходимо:

1. Сформулировать основные цели, достигаемые предприятием в процессе использования ИТ.

2. Оценить состояние структуры действующей ИСУП, ее документооборота и необходимость виртуализации.

3. Выбрать направления применения информационного ресурса как внутри предприятия (на уровне корпорации), так и вне предприятия (на виртуальном уровне).

4. Определить необходимую модель управления предприятием.

5. Установить содержание необходимого программного и технического обеспечения для достижения поставленных целей.

6. Разработать систему обучения персонала.

7. Сформировать соответствующую производственную службу.

8. Разработать структуру взаимосвязи, управления и защиты аппаратно-сетевых средств.

9. Оценить ожидаемый уровень затрат и достигаемые результаты.

При построении ИСУП необходимо также учесть возрастание рисков, связанных как с использованием получаемой в ИСУП информации, так и с возможностью проведения мероприятий электронной коммерции и маркетинга, обеспечить защиту ИСУП от внешних и внутренних информационных диверсий.

Для формирования ИСУП можно использовать различные организационные подходы, основными из которых являются:

1) приобретение отдельных модулей программно-аппаратных средств и самостоятельное построение информационной системы предприятия;

2) обращение к предприятиям системным интеграторам, которые предоставляют квалификационные услуги по установке программного и технического обеспечения;

3) обращение к консалтинговым (консультационным) компаниям, которые консультируют выполнение законченных проектов, приобретение необходимой информационной системы;

4) сотрудничество с системным интегратором, создающим информационную систему и ведущим аппаратно-программный комплекс в течение согласованного с заказчиком времени;

5) выполнение информационных проектов и предоставление услуг по обслуживанию программно-аппаратных средств специализированными комплексными независимыми организациями. Этот подход получил название «аутосоринг» (от англ., outsourcing). В этом случае менеджер предприятия только пользуется информацией от программно-аппаратного комплекса, принадлежащего сторонней организации.

ИСУП можно классифицировать, используя различные критерии: организация контура управления, метод управления, применение соответствующих ИТ и т.п. Рассмотрим классификацию ИСУП в зависимости от уровня реализации информационного пространства организации: учетные, аналитические, интегрированные и динамические системы.

Учетные ИС организуют выдачу документов (как правило, на бумажном носителе) о состоянии отдельных хозяйственных процессов деятельности организации. Эти системы ориентированы на формирование ИП первого уровня. Сложность обработки информации в бумажной технологии (различные форматы, различные словари) приводит к тому, что итоговая информация создается, как правило, к тому времени, когда она уже не нужна. Эти системы позволяют получать информацию о текущем состоянии производственного процесса, учете персонала и ведении системы учета и отчетности, что ценно для решения многих проблем малых и средних предприятий. Они нацелены, как правило, на процессы организации различных форм учета, отображения текущей информации и выдачи аналитических отчетов.

Аналитические ИС , используя различные методы информационного анализа, позволяют показать тенденции развития бизнес-процессов организации, организовать электронный документооборот. Они позволяют сформировать ИП второго уровня.

Интегрированные ИС предоставляют доступ сотрудникам к необходимой информации в режиме реального времени, что позволяет контролировать выполнение процесса на любой стадии, обеспечивая управление процессами. Они также предоставляют механизмы контроля и координации различных составных частей бизнес-среды. Эти системы формируют ИП третьего уровня.

Использование ИСУП интегрированного типа позволяет интенсифицировать следующие вопросы:

 информационная поддержка на всех стадиях работ по составлению отчетности, ускорение процесса подготовки отчетности;

 уточнение данных с помощью обеспечения прямого доступа к оперативной информации;

 анализ состояния функциональных процессов фирмы и заблаговременное предупреждение негативных процессов с использованием возможности оперативного перехода к деталям бизнеса (подробные данные его отдельным клиентам, хозяйственным операциям или бизнес-процессам);

 интегрированный целостный взгляд на корпоративную информацию, т.е. предоставление новейшей информации по всем важнейшим показателям – критическим факторам успешной деятельности фирмы;

 оперативное реагирование на организационные изменения или на быстрое предоставление новой информации без привлечения дополнительных информационных каналов;

 разработку прогностических ожиданий в бизнесе, что позволяет реализовать современные методы управления бизнесом, осуществить контроль процесса управления и найти пути развития бизнеса.

Динамические ИС нацелены на поиск новых методов взаимодействия участников бизнеса с целью получения максимальной прибыли. Они позволяют синхронизировать процессы управления фирмой с действиями заинтересованных участников бизнеса: поставщиков, клиентов, партнеров и т.д. Динамические системы формируют условия для реализации ИП четвертого уровня. Динамические ИСУП ориентированы на поиск наиболее эффективной взаимосвязи, синхронизацию информационных процессов непосредственно в производстве, между различными организациями-партнерами, клиентами, инвесторами. Они соединяют в себе достоинства интегрированных ИСУП и технологии Интернета, реализуя возможности электронного бизнеса.

Ключевые слова:

  • пользовательский интерфейс
  • командный интерфейс
  • графический интерфейс
  • основные элементы графического интерфейса
  • индивидуальное информационное пространство

2.5.1. Пользовательский интерфейс и его разновидности

По мере развития и совершенствования компьютерной техники разрабатывались различные варианты пользовательских интерфейсов.

На компьютерах, оперировавших только числами и символами, был реализован командный интерфейс (рис. 2.11):

Рис. 2.11.
Пример командного интерфейса

  • команда подавалась с помощью последовательности символов (командной строки);
  • компьютер сопоставлял поступившую команду с имеющимся в его памяти набором команд;
  • выполнялось действие, соответствующее поступившей команде.

Таким образом, для взаимодействия с компьютером человек должен был хорошо знать множество команд для управления устройствами и оперирования данными. Это затрудняло широкое внедрение компьютерной техники.

Режим командной строки используется специалистами и в наши дни. Во-первых, он обеспечивает минимальный расход памяти. Во-вторых, в современном программном обеспечении имеется большое число команд, многие из которых используются крайне редко. Набор такой команды в командной строке осуществляется гораздо быстрее, чем, например, навигация по меню. В-третьих, специалисты могут записать последовательность команд в отдельный исполняемый файл (командный файл), что повышает эффективность работы с программным обеспечением.

Необходимость запоминать многочисленные команды отпала с появлением графических интерфейсов. Первые графические интерфейсы обеспечивали возможность с помощью клавиш или манипулятора «мышь»:

  • подводить курсор к той или иной части экрана;
  • выделять на экране имя файла или команду другим цветом;
  • оперировать выделенными данными независимо от других.

В наши дни взаимодействие человека и компьютера строится на основе объектно-ориентированного графического интерфейса, в котором:

  • все объекты представляются в виде значков (иконок, пиктограмм), выбор которых с помощью, например, мыши приводит к активизации соответствующих объектов;
  • оперирование объектами осуществляется в окнах - заранее заданных, очерченных рамками частях экрана;
  • основным элементом программного управления является меню - выводимый на экран список команд, которые можно задать компьютеру;
  • основным элементом аппаратного управления являются различные манипуляторы (мышь, трекбол, сенсорная панель и т. д.).

Каждый компьютерный объект имеет своё имя и графическое обозначение. Например:

Объекты обладают определёнными свойствами. Например:

С объектами можно совершать разнообразные действия. Например:

Основным элементом аппаратного управления компьютером в пользовательском интерфейсе является мышь, отображаемая на экране в виде указателя мыши - небольшого графического объекта, который перемещается по экрану при движении мыши. Он используется для того, чтобы указывать на различные объекты, запускать программы, выбирать пункты меню, перетаскивать объекты, выделять текст и пр.

Чаще указатель выглядит как маленькая стрелка, но его вид меняется в зависимости от операций, которые выполняет пользователь. Так, если указатель имеет форму маленьких песочных часов, это означает, что компьютер занят выполнением какой-то операции. А если указатель мыши принимает вид перечёркнутого круга, это означает, что запрашиваемая операция в данном случае невозможна. Основными приёмами управления с помощью мыши являются:

  • щелчок - быстрое нажатие и отпускание левой кнопки мыши;
  • двойной щелчок - два щелчка, выполненные с малым интервалом времени между ними;
  • щелчок правой кнопкой;
  • перетаскивание - сопровождается перемещением экранного объекта, на котором установлен указатель;
  • протягивание - происходит изменение формы экранного объекта;
  • наведение указателя мыши на значок объекта или на элемент управления и задержка его на некоторое время - обычно на экране появляется всплывающая подсказка, кратко характеризующая свойства объекта.

Интуитивная понятность объектно-ориентированного графического интерфейса объясняется тем, что в нём реализованы аналогии с привычными человеку прямым манипулированием конкретными объектами и визуализацией результатов производимых действий. Действительно, при выполнении какой-либо операции пользователь сначала выбирает объект, а затем - действие над этим объектом; мышь позволяет осуществлять прямое манипулирование выбранным объектом. Так, для копирования файла с одного каталога в другой уже не нужно набирать в командной строке определённую последовательность символов. Достаточно выделить щелчком пиктограмму предназначенного для копирования файла в окне содержащего его каталога и перетащить её в окно или на пиктограмму другого каталога. Результатом копирования файла будет его изображение в окне нового каталога.

В наши дни большое внимание уделяется разработке дружественных интерфейсов, предоставляющих пользователям наиболее удобные способы взаимодействия с программным обеспечением за счёт логичности и простоты в расположении элементов управления, используемой цветовой гаммы, формы объектов и т. д. При этом учитываются психологические особенности восприятия информации человеком.

2.5.2. Основные элементы графического интерфейса

Основными элементами графического интерфейса являются окна и меню.

Можно выделить следующие типы окон:

  • основное окно операционной системы - Рабочий стол;
  • окна папок;
  • диалоговые окна;
  • окна приложений;
  • окна документов.

Окна одного типа имеют сходную структуру, содержат стандартные наборы элементов оформления и управления и позволяют использовать при работе с ними стандартный набор приёмов.

Меню - это выводимый на экран список команд, которые можно задать компьютеру. Выбор команды производится щелчком кнопкой мыши.

Контекстное меню - это список команд, относящихся к текущему объекту; оно появляется при щелчке правой 1 кнопкой мыши на выделенном объекте. Контекстное меню позволяет получить доступ ко всем командам, возможным для данного объекта.

    1 Для «левшей» мышь исходно настраивается по-другому: там, где «правша» щёлкает правой кнопкой, «левша» - левой и наоборот.

Рабочий стол

Рабочий стол - основное окно графического интерфейса операционной системы, занимающее всё пространство экрана. Рабочий стол может содержать фоновое изображение, значки и ярлыки, панель задач.

Значками обозначаются приложения, документы, папки. Оригинальный значок есть у каждого приложения. Он так или иначе присутствует в значке документа, созданного с помощью этого приложения (рис. 2.12).

Рис. 2.12.
Значки приложений Microsoft Office и соответствующих документов:
а) текстовый процессор и текстовый файл; б) редактор презентаций и файл-презентация; в) электронные таблицы и файл-электронная таблица

Для быстрого доступа к дискам, принтеру, часто используемым программам или документам целесообразно создать на Рабочем столе ярлыки. Ярлык представляет собой ссылку на объект, который может быть расположен в любой папке. Ярлык внешне отличается от значка объекта наличием стрелки в левом нижнем углу. В свойствах ярлыка можно увидеть размещение объекта, на который он указывает (рис. 2.13).

Рис. 2.13.
Ярлык и размещение соответствующей программы

Удаление ярлыка не приводит к удалению соответствующего объекта. Двойной щелчок на ярлыке открывает окно соответствующей программы или документа.

Панель задач располагается в нижней части экрана. На ней находятся: кнопка «Пуск», кнопки выполняемых программ (задач) и открытых окон документов, индикатор языка и часы. Кнопка «Пуск» позволяет вызывать Главное меню, которое обеспечивает доступ практически ко всем ресурсам системы и содержит команды запуска приложений, настройки системы, поиска файлов, доступа к справочной системе и др. На панели задач находится индикатор языка, на котором указывается язык ввода символов. Цифровые часы на панели задач показывают текущее время. Чтобы увидеть текущую дату, месяц и год, достаточно подвести к часам указатель мыши.

В процессе работы на Рабочем столе могут раскладываться окна папок, диалоговые окна, окна приложений и окна документов.

Диалоговые окна

Диалоговые окна предназначены для двустороннего взаимодействия (диалога) между компьютером и пользователем. Они позволяют передать компьютеру более подробную информацию о команде с помощью элементов управления: полей ввода, списков и раскрывающихся списков, переключателей, флажков, кнопок, счётчиков и ползунков (рис. 2.14).

Рис. 2.14.
Диалоговое окно

В поле ввода пользователь заносит требуемую информацию с помощью клавиатуры.

Список - это перечень значений, из которого следует выбрать одно нужное. Длинный список имеет полосу прокрутки.

Раскрывающийся список открывается щелчком на раскрывающей кнопке (на ней изображён треугольник-стрелка).

Переключатели служат для выбора одного из нескольких возможных вариантов. Они располагаются перед возможными вариантами и имеют форму белых кружков. В кружке, соответствующем выбранному варианту, появляется чёрная точка.

Флажок служит для выбора нескольких возможных вариантов. Флажки располагаются перед возможными вариантами и имеют форму квадратиков. Установленный флажок отмечается «галочкой» .

Счётчик представляет собой пару стрелок, позволяющих увеличивать или уменьшать значение в связанном с ними поле.

Ползунок позволяет плавно изменять значение соответствующего параметра.

Командная кнопка обеспечивает выполнение написанного или изображённого на ней действия. Чтобы воспользоваться командной кнопкой, на ней необходимо щёлкнуть.

Диалоговые окна могут содержать несколько вкладок, переключение между которыми осуществляется щелчком мышью на их названиях.

Окна папок и приложений

Окно папки - это область экрана, в которой графически представлено содержимое папки.

Окна папок могут содержать строку заголовка, строку меню, панель инструментов, адресную строку, рабочую область, полосы прокрутки, границы окна и строку состояния.

Строка заголовка содержит: системный значок; заголовок окна; кнопки управления состоянием окна, позволяющие развернуть, свернуть или закрыть окно.

Строка меню представляет собой полный перечень тематически сгруппированных команд, которые можно выполнить в данном окне.

Панель инструментов содержит командные кнопки для выполнения наиболее часто встречающихся операций. В работе удобнее, чем строка меню, но ограничена по количеству команд. В окнах современных приложений панель инструментов часто бывает настраиваемой - пользователь по своему усмотрению может разместить на ней те командные кнопки, которые ему нужны чаще всего.

В адресной строке указан путь доступа к текущей папке, что удобно для ориентации в файловой структуре. Адресная строка позволяет выполнить быстрый переход к другим разделам файловой структуры с помощью раскрывающей кнопки на правом краю строки.

В рабочей области окна папки отображаются значки объектов, хранящихся в папке, причем способом отображения можно управлять. Если количество объектов слишком велико (или размер окна слишком мал), по правому и нижнему краям рабочей области могут отображаться полосы прокрутки, с помощью которых можно «прокручивать» содержимое папки в рабочей области по вертикали и по горизонтали.

Границы окна - рамка, ограничивающая окно с четырех сторон; с помощью операции протягивания границы можно изменять размеры окна.

В строке состояния выводится дополнительная справочная информация.

Окно приложения - это область экрана, в которой представлено запущенное на выполнение приложение; открыть или закрыть окно приложения - то же, что и запустить программу на выполнение или завершить её.

Ученик, при выполнении домашнего задания, располагает на рабочем столе и держит открытыми дневник, учебник, тетрадь. Если задание сложное, ему могут понадобиться также справочник, словарь или энциклопедия.

Аналогичная возможность, называемая многооконностью, реализована в современном пользовательском интерфейсе: на компьютерном Рабочем столе также можно разложить окна различных папок и приложений. При этом можно: переходить из одного окна в другое без потери данных, полученных в ходе выполнения программ; переносить информацию из одного документа в другой.

2.5.3. Организация индивидуального информационного пространства

Совокупность всей информации, накопленной человечеством в процессе развития науки, культуры, образования и практической деятельности людей, называют информационными ресурсами. Работая на компьютере, пользователь имеет дело с информационными ресурсами в виде файлов с программами, документов, Web-сайтов, фотографий, видеофрагментов и др.

Индивидуальное информационное пространство формируется пользователем:

  • при установке необходимого ему программного обеспечения на персональный компьютер;
  • при создании текстовых, графических и других документов;
  • при переносе (копировании) на свой компьютер фотографий, текстов, музыки, видеофильмов и другой информации, хранящейся на различных устройствах внешней памяти или в сети Интернет;
  • при сохранении на своём компьютере ссылок на заинтересовавшие его сетевые ресурсы и т. д.

Если компьютер автономный, то информационное пространство пользователя ограничено программами и данными, размещёнными на этом компьютере. Если компьютер подключён к локальной сети или сети Интернет, то информационное пространство пользователя становится практически безграничным.

Например, каждый ученик создаёт индивидуальное информационное пространство, сохраняя результаты своей работы в отдельной папке на своём рабочем компьютере или на сервере локальной сети. Имя этой папки уникально и содержит, как правило, указание на класс и фамилию ученика. Личная папка ученика может содержать отдельные файлы и вложенные папки, помогающие систематизировать накапливаемую информацию.

Если количество и имена вложенных папок не оговариваются заранее, то рекомендуется самостоятельно продумать определённую иерархическую структуру, которая бы могла обеспечить в дальнейшем быстрый доступ к необходимой информации. Что касается имён файлов и папок, то они должны быть осмысленными, отражающими так или иначе содержащуюся в них информацию. Индивидуальное информационное пространство также формируется за счёт настройки пользовательского интерфейса ОС и приложений.

Пользователь имеет возможность не только работать с информационными ресурсами, созданными другими людьми, но и сделать доступными для других результаты своего труда. Например, вы можете создать собственную Web-страницу или разместить свои работы (рисунки, фотографии, презентации, тексты, аудио- и видеозаписи и др.) на сайте школы. Следует очень ответственно подходить к информации, которую вы предполагаете сделать доступной для многих пользователей. Прежде всего, информация должна быть достоверной; она не должна порочить честь и достоинство других людей, носить угрожающий характер. Категорически запрещается и преследуется по закону пропаганда насилия, терроризма, национальной розни и тому подобной информации, а также распространение материалов, содержащих компьютерные вирусы.

Самое главное

Пользовательский интерфейс - это совокупность средств и правил взаимодействия человека и компьютера.

Взаимодействие человека и компьютера в наши дни строится на основе объектно-ориентированного графического интерфейса, в котором:

  • все объекты представляются в виде значков;
  • оперирование объектами осуществляется в окнах;
  • основным элементом программного управления является меню;
  • основным элементом аппаратного управления являются различные манипуляторы.

Многооконность - важная характеристика современного пользовательского интерфейса.

Информационное пространство пользователя - это информационные ресурсы (файлы с программами, документы, Web-сайты, фотографии, видеофрагменты и др.), доступные пользователю при работе на компьютере.

Вопросы и задания

  1. Что такое пользовательский интерфейс?
  2. Почему командный пользовательский интерфейс не способствовал широкому распространению компьютерной техники? Почему специалисты до сих пор используют интерфейс командной строки?
  3. Какие основные возможности реализованы в современных графических интерфейсах?
  4. Почему современные пользовательские интерфейсы можно считать объектно-ориентированными?
  5. Какой пользовательский интерфейс, по вашему мнению, является дружественным?
  6. Назовите основные элементы графического интерфейса.
  7. Опишите основное окно операционной системы - Рабочий стол.
  8. Какие управляющие элементы могут содержаться в диалоговых окнах?
  9. Перечислите основные элементы окон папок. Какие из них присутствуют в окнах известных вам приложений?
  10. Какие аналогии с повседневной жизнью реализованы в современном пользовательском интерфейсе?
  11. Представьте в виде графа основные понятия п. 2.5.2 «Основные элементы графического интерфейса».
  12. Каких правил следует придерживаться при создании индивидуального информационного пространства?